вторник, 2 мая 2017 г.

Картотека по теме "Космос"

Общие речевые навыки.                                                                                         Космос.
Карточка №1.

   Упражнение: «Чья ракета улетит дальше?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: фигурки ракет, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
   Ход: ракеты ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив ракеты. Педагог предупреждает, что продвигать ракету можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Марш» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья ракета дальше улетит (проскользит по столу).



Общие речевые навыки.                                                                                         Космос.
Карточка №2.

Упражнение «Взлёт ракеты»     

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят звук «у».
Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем
замолкают.
Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и
произносят звук, остальные дети делают только движения на
дыхание без звука. Потом играет вся группа.
















Общие речевые навыки.                                                                                          Космос.
Карточка №3.

Упражнение «Астроном»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.
Ход: Выучить стихотворение.
Астроном наморщил лоб,
Астроном – учёный.
Он на звёзды в телескоп
Смотрит ночью тёмной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
                                 В. Степанов

Общие речевые навыки.                                                                                         Космос.
Карточка №4.

Упражнение «Ракета»

Цель: работа над звукопроизношением (дифференциация –л- и – р - ), интонационной выразительностью речи.
Ход: Выучить и рассказать  стихотворение.
В небо ракета
стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит
сильный и смелый.






Общие речевые навыки.                                                                                         Космос.
Карточка №5.
Упражнение «Космонавт»

Цель: работа над чёткостью дикции.
Ход: Выучить стихотворение.

На луну лететь мы будем,
В небе скучно ей одной!
Непременно нужно людям
Познакомиться с Луной!
                                     О.Высоцкая

Общие речевые навыки.                                                                                          Космос.
Карточка №6.

Упражнение «В тёмном небе»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.
Ход: Выучить стихотворение.
В темном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
                                 В. Степанов

Общие речевые навыки.                                                                                          Космос.
Карточка №7.

Упражнение «Загадки»

Цель: работа над речевым дыханием. Проговаривание загадки на выдохе. Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи.
Ход:
Распустила алый хвост,                     Угли пылают –
Улетела в стаю звёзд,                         Совком не достать.
Наш народ построил эту                     Ночью их не видно,
Межпланетную …                                А днём не видать.
                (Ракету)                                                (Звёзды)
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогат.        (Небо, звёзды, месяц) 
Общая и мелкая моторика..                                     Космос.
Карточка №8.

Упражнение «Ракета»

Цель: развитие координации мелкой моторики и пальчикового праксиса.

Ход: Отгадать загадку и выложить фигурку из спичек по образцу.

Крыльев нет,
но эта птица.
Полетит и прилунится.
(Ракета)

Угли пылают –
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не видать.
(звёзды)


Общая и мелкая моторика..                                    Космос. Карточка №9.

Игра " Выложи ракету"

Цель: Учить правильно располагать готовые формы, развивать мелкую моторику и зрительное внимание,  формировать планирующую функцию речи.

Ход игры: Ребенок по образцу педагога выкладывает ракету из геометрических фигур или разрезанных частей машины. Педагог активизирует речь ребенка вопросами: Какую фигуру (деталь) возьмешь сначала? Что это будет у ракеты? Какие фигуры (детали) положишь потом? Чего еще не хватает? и т. д. Если ребенок затрудняется, логопед сам комментирует все действия.

Общая и мелкая моторика..                                     Космос.
Карточка №10.

         Упражнение «Самолёт»

Цель: Координация речи с движением,
развитие общих речевых навыков.

Пролетает самолёт,
С ним собрался я в полёт.
(смотрят вверх и водят за пролетающим самолётом пальцем).
Правое крыло отвёл,
Посмотрел.
(отводят реки попеременно
и прослеживают взглядом)
Левое крыло отвёл.
Поглядел.
Я мотор завожу
(делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу!
(встают на носочки и выполняют летательные движения).
Общая и мелкая моторика..                                  Космос.
Карточка №11.

Упражнение “САМОЛЕТ”

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.


Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
(Дети бегут на носочках по кругу,
расставив руки в стороны.)
Правое крыло в перед,
(Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперед,
(Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолет.
(Бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Общая и мелкая моторика..                                       Космос.
Карточка №12.

        Упражнение «Лётчик»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Быть шофером хорошо,
(Дети бегут по кругу, крутят
воображаемый руль.)
А летчиком - лучше.
(Бегут, расставив руки, как крылья.)
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
(Остановились, наклонили
воображаемый сосуд.)
Завожу пропеллер.
(Круговое движение правой рукой.)
“В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели”.
(Бегут. расставив руки.)

Общая и мелкая моторика..                                    Космос.
Карточка №13.

                  Игра «Ракета»
Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Ход:
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(Дети маршируют.)
На носки поднимись,
(Тянутся, подняв руки над головой,
сомкнув их.)
А потом руки вниз.
(Опускают руки.)
Раз, два, три, потянись.
(Тянутся.)
Вот летит ракета ввысь!
(Бегут по кругу.)

Общая и мелкая моторика..                                     Космос.
Карточка №14.

     Упражнение “ САМОЛЕТ “

Цель: Координация речи и движения

Ход:
Самолет построим сами,
 Понесемся над лесами.
 Понесемся над лесами,
 А потом вернемся к маме.

 (Дети бегают по группе, разведя  
   руки в стороны.)
Зрительное и слуховое внимание.                                                                         Космос.
Карточка №15.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Развитие зрительного внимания логического мышления. Классификация профессий на транспорте и не связанных с транспортом, космосом.
Ход игры: Логопед выставляет картинки и предлагает детям назвать «лишнюю» картинку, а затем объяснить, почему эта картинка лишняя.
Капитан, пилот, шофёр, почтальон.
Шофёр, продавец. лётчик, машинист.
Скафандр, ракета, космонавт, планета.


Зрительное и слуховое внимание.                                                                          Космос.
Карточка №16.

Игра: «Кто лишний»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления. Классификация профессий на транспорте и не связанных с транспортом, космосом.
Ход игры: логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
Капитан, пилот, шофёр, почтальон.
Шофер, продавец, лётчик, машинист.
Скафандр, ракета, космонавт, планета.

Зрительное и слуховое внимание.                                                                           Космос.                                                             
Карточка №17.

«Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.
Ход:
Космонавт продает мебель.
Шофер приготовился к полёту на Марс.
Почтальон продаёт газеты в киоске.
В парикмахерской подстригает людей медсестра.
Портниха покрасила окна.
Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.
С детьми проводит занятие кассир.


Зрительное и слуховое внимание.                                                                         Космос.                                                              
Карточка №18.

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: Развитие зрительного внимания и конструктивного
праксиса, тонкой моторики, мышления.
Ход игры: Логопед просит детей  вынуть из конвертиков
картинки и рассмотреть их.  Предлагает детям собрать
разрезанные на части картинки рассказать, что у них
получилось.

В зависимости от возможностей детей картинки могут быть
разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.




Зрительное и слуховое внимание.                                                                       Космос.                                                                        
Карточка №19.

Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет.
Ход: логопед располагает на магнитной доске 5-6 картинок, просит внимательно посмотреть, назвать  и запомнить предметы. Далее закрыть глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало.

Зрительное и слуховое внимание.                                                                         Космос.                                                                    
Карточка №20

Игра «Сложи картинки в том же порядке»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: картинки с изображением спортивных развлечений.
Ход: разложите перед ребёнком несколько картинок. Он смотрит, запоминает их расположение. Затем вы перемешиваете все картинки и просите ребёнка разложить их в прежнем порядке.


Лексика и грамматика.                                                                                          Космос.                                                                        
Карточка №21.

Игра «Один - много"

Цель: Научить образовывать существительные множественного числа.
Ход игры:  Педагог называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: машина - машины, грузовик -грузовики, колесо ­колеса, кабина- кабины, фара -фары, груз -грузы, пассажир - пассажиры.


Лексика и грамматика.                                                                                       Космос.                                                                           
Карточка №22.

Игра: "Посчитай-ка"

Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными. Выработка правильного речевого дыхания.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети сидят кружком. Логопед выкладывает картинку с транспортом. Мяч передаётся первому ребёнку.
Он говорит:  - Одна ракета.
Второй          - две ракеты.
Третий          - три ракеты и т.д..

Лексика и грамматика.                                                                           Космос.                                                                              
Карточка №23.

Игра «Ракета и космонавт»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов НА, С, В, ИЗ.
Оборудование: Педагог помещает на фланелеграф планеты, звёзды и ракету, к которой «привязан» космонавт.
Ход: педагог объясняет детям, что котёнок будет совершать разные действия, а они будут рассказывать, где находится котёнок. Один ребёнок выполняет различные действия с ракетой, а другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.

Лексика и грамматика.                                                                             Космос.                                                                             
Карточка №24.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»
Согласование существительного с прилагательным.
Ход: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на вопрос:
космонавт (какой?) — ....
ракета (какая?) - ….
Небо (какое?) - ….
Лексика и грамматика.                                                                            Космос.                                                                              
Карточка №25.

Упражнение «Составь предложение»

Цель: развитие связной речи. Составление предложений с данными словами.
Оборудование:  сюжетные картинки, предметные картинки
Ход: детям раздаются маленькие предметные картинки. Дети называют, что изображено на них. Затем обращается внимание на сюжетную картинку. Находят аналогичный предмет и составляют предложение.
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

Лексика и грамматика.                                                                               Космос.                                                                           
Карточка №26.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова- антонимы.
Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.  Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Например:
большой - маленький;                       далеко         ;
высоко ;                                               длинный;
северный ;                                           легкий  ;
быстрый ;                                           смелый          .

Лексика и грамматика.                                                                                            Космос.                                                                                   
Карточка №27.

Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.
Оборудование: мяч.
Ход:  дети сидят в кружочке. Ведущий задаёт слово и передаёт мяч ребёнку. Тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может подобрать слово, выбывает из круга.
Слова: воздух, взлёт, звёзды, луна и т.п.
Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).


Лексика и грамматика.                                                                                           Космос.                                                                                         
Карточка №28.

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цель: обогащение лексического словаря за счёт употребления названий профессий и инструментов. Употребление существительных в творительном падеже (Я хочу быть космонавтом). Существительных в дательном падеже (космонавту нужен скафандр).
Ход:
 - Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска, бритва.
- Ты хочешь быть … (парикмахером).
Предлагаются разные наборы инструментов. Ребёнок даёт ответ и мотивирует его.
Например:
- Если он хочет быть продавцом, ему нужны…


Лексика и грамматика.                                                                                            Космос.                                                                                 
Карточка №29.
Упражнение: «Писатель»
Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану. Рассказ о космонавте по плану.
Ход: Ребенку предлагают изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ», «сказку», о посуде или инструменте в зависимости от изучаемого материала. Затем кто – либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленный им по опорной схеме описание реального предмета.
План рассказа:
1.Что это?. 2. К какой специальности относится?
3. Из каких частей состоит? 4. Какого цвета?
5. Из какого материала изготовлено? 6. Какого размера?
7. как его  используют?

Языковой анализ и синтез.                                                                                   Космос.                                                                                   
Карточка №30

Игра «Рассыпанные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звуко­буквенный анализ.
Оборудование: у каждого ребёнка разрезная азбука.
Ход игры: Логопед называет буквы, дети набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребёнок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.





Языковой анализ и синтез.                                                                                   Космос.                                                                                
Карточка №31

Игра «Прочти по первым буквам»; «Ребусы».

Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звукобуквенный анализ.
Оборудование: карточки с ребусами.
Ход: каждый ребёнок получает карточку, отгадывает слово и выкладывает его из букв азбуки. Выигрывают первые пять детей, выполнивших правильно задание.


Языковой анализ и синтез.                                                                                    Космос.                                                                                    
Карточка №32.

Упражнение: «Назови гласные»

Цель: совершенствование навыков фонематического анализа, развивать умение устанавливать место звука в слове.


Ход: педагог предлагает детям прослушать слова и назвать гласные, которые есть в этих словах.
Слова: луна: (У), (А), спутник (У), (И),
Языковой анализ и синтез.                                                                                    Космос.                                                                                   
Карточка №33.

Игра «Шифровка из центра управления»

Цель: формировать умение детей проводить звуковой синтез и подбирать слова по заданной схеме.
Оборудование: звуковые схемы слов, картинки, монитор.
Ход: педагог сообщает:
-Из центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать.  
На мониторе появляются схемы:
Ракета. – Что здесь зашифровано?
Космонавта - А это кто? (Космонавт.)
Корабля - А это что? (Корабль.)
(Звезда, планета, луноход и т.д.)

Языковой анализ и синтез.                                                          Космос.                                                                                        
Карточка №34.

Упражнение «Составь предложение по схеме»

Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по профессиям с помощью схем, с заданными словами.
Оборудование: на магнитной доске помещаются схемы предложений.
Ход: логопед предлагает детям посмотреть на схемы, изображённые на магнитной доске и составить предложение.
Составление и анализ предложений о космосе

Составить предложение из слов. Ракета, космос, лететь, в.



Языковой анализ и синтез.                                                                                       Космос.                                                                                   
Карточка №35.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.
Ход:
1 вариант. Логопед говорит: «Я буду называть слова, а вы по очереди будите передавать по телеграфу в другой город». Первое слово логопед произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, затем трёх и односложные слова. 
2 вариант. Логопед говорит: «Сейчас по телеграфу я отстучу количество слогов, а вы должны подумать и сказать, какое это может быть слово». Кто называет два – три слова становится телеграфистом или получает жетон.

Языковой анализ и синтез.                                                                                      Космос.                                                                                      
Карточка №36.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование: Набор предметных картинок.
Ход игры: Логопед показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах, логопед молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Логопед отмечает правильно определивший звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение