Звуки [Р], [F]; [Р] - [Р']. Буква Р
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить
ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, пони¬
мать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
2. Научить
правильно произносить звуки [Р] и [Р5], различать их на
слух и в произношении.
3. Совершенствовать
навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить
ребенка придумывать предложения с определенным количе¬
ством слов.
5. Учить
ребенка анализировать слова без стечения и со стечением
согласных.
6. Путем
сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для
обозначения мягкости согласных.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал
рань¬ше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я
сделал раньше?» Ребенок отвечает.
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю
после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал.
Я поздоровался, прежде чем начать разговор.
Задание 2.
Знакомство со звуком [Р].
Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]).
Какой звук в нем часто слышится?
Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуля-цию звука [Р]:
— губки
свободны;
— зубки
сближены, но не соприкасаются;
— кончик
языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;
— посередине
язычка идет теплая воздушная струя;
— горлышко
«работает».
Символ звука: собака громко рычит: РРРРР... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху),
твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3.
Фонетическое упражнение.
Как рычит злая собака? РРРРР... (звук [Р] произносится
громко, рас-катисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Р]»:
р, б, ж, р...; ра, жа, бу, ры...; ар, ам, ур...; рак, мороз,
кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
Задание 5.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
pa-ар, ру-... ар-pa, ур-... Повторить за взрослым серию
слогов:
ра-ро-ру-ры...,
ар-ор-ур-ир...,
бра-бро-бру-бры..., абр-обр-убр- ибр...
Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в
назва¬нии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в
середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать
количество слов в нем, найти знакомый предлог.
Задание 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со
звуком [Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова.
Необходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить
количество и место звуков [Р] в этих словах:
прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.
Задание 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок
произно¬сит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество
гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).
Задание 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по
заданному первому слогу:
РА: -кушка, -ма...; РО: -за, -ща...; РУ: -ка, -чей...; РЫ:
-ба, -бак...
Задание 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка
раз-делить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они
отли-чаются?):
ру-ка, ру-баш-т; ко-ра, ко-яу-ра; муш-ка, кор-муш-ка;
мош-ка, гар-мош-ка.
Задание 11. Убрать
из слов звук [Р]. Какие слова получились?
Крошка — кошка, тропка — ..., краска —- ...
Задание 12. Выучить чистоговорки:
Ра-ра-ра — высокая гора.
Ры-ры-ры — летят комары.
Ру-ру-ру — начинаем мы игру.
Ро-ро-ро — новое перо.
Ар-ар-ар — летит комар.
Ор-ор-ор — у Ромы топор.
Ур-ур-ур — не гоняй кур.
Ир-ир-ир — мы за мир.
Арка-арка — у Ромы марка.
Орка-орка — крутая горка.
Урка-урка — кошка Мурка.
Ирка-ирка — у Иры дырка.
Задание 13.
Знакомство со звуком [Р'].
Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний
звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь?
Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь... (см. цветную
вклей-ку). Характеристика звука [Р']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначе-ние:
зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Р']»:
рь, мь, рь, дь...; ря, мя, бю, ри...; арь, амь, омь, урь...;
Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик...
Задание 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию»
(взрос-лый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по
смыслу словом).
В аптеке работает... аптекарь. В колокола звонит... звонарь.
Траву косит... косарь. Землю пашет... пахарь. Хлеб печет... пе-карь. Директору
помогает... секретарь.
В каких словах встречается два звука [Р']? Где он стоит в
слове?
Задание 16. После первого звука в словах произнести звук
[Р1]. Какие слова получились?
Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ...
Задание 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в
назва¬нии которых есть звук [Р'], по заданию: звук [Р'] стоит в начале, в
середине и в конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом
предложение, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти предлоги.
Задание 18. Выучить
чистоговорки:
Ря-ря-ря — синие моря. Ре-ре-ре — санки на горе. Рю-рю-рю —
репу я варю. Ри-ри-ри — горят фонари. Арь-арь-арь — у меня букварь. Орь-орь-орь
— у Сережи корь. Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь. Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь.
Задание 19.
Дифференциация звуков [Р] — [Р*]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ра-ря, ру-...; ры-ри, ру-...; ар-арь, ур-...; урь-ур,
ирь-... Повторить за взрослым серию слогов:
ра-ра-ря, ря-ря-ра, ра-ря-ра, ря-ра-ря, ря-ра-ра,
ра-ря-ря... Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р']):
топо..., фона..., забо..., буква...
Задание 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в
отгадках.
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Кто ни прикасается —
За того цепляется. (Репейник)
Под водой живет,
Ходит задом наперед. (Рак)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и
трех слогов?
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и
[Р*]):
корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.
Задание 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме
и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р']).
Заменить звук [Р] на звук [Р'] в словах. Какие слова
получились? Придумать с этими словами предложения:
рад — ряд, ров — ..., пар — ..., хор — ..., удар — ...
Придумать предложения про Риту и Рому по заданию:
предложение состоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например:
Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.
Выучить скороговорки:
Как на горке, на пригорке
Сидят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Курьера курьер Обгоняет в карьер.
Задание 22.
Знакомство с буквой Р.
Буква Р — рука в кармане,
Буква Р — подарок маме.
О. Гофман
На что еще похожа буква Р? Игры с буквой.
Задание 23. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем
слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами
под диктовку:
ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь.
Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной
азбуки, чтение:
хор — хорь, удар — ударь...
Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку
печат-ными буквами, чтение:
У Ромы репка. У Риты ручка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий