суббота, 20 января 2018 г.

Звук и буква Ш - занятие

Коррекционно-развивающие задачи.
1.            Научить правильно произносить звук [Ш].

2.            Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
3.            Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
4.            Учить преобразовывать слова.
5.            Учить читать предложения, находить знакомые предлоги в предложении.

Задание   1. Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов»
Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжи цепочку»:
дом — мак — кот...

Задание  2. Знакомство со звуком [Ш].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мышат
В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:
-              губки округлены и слегка вытянуты вперед;
-              широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
-              теплая воздушная струя идет по центру язычка;
-              горлышко «молчит».
Символ звука: змея шипит: ШШШШШ... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание  3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто).  Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... [(звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:
ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Задание  5. Повторить за взрослым серию слогов:
ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание  6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ша-аш, шо-...; аш-ша, уш- ...

Задание  7. Договорить последний звук в слове ([Ш]): каранда..., малы..., ланды..., камы...

Задание  8. Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:
ША: -ры, -кал, -лун...; ШИ: -на, - ло...; ШУ: -ба, -ра...; ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?
Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание   10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.
Чашка — шашка, мишка — ..., фланг — ..., дар — ..., губы — ..., Гарик —...

Задание   И. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):
ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание  12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове».  Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:
шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание   13. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком. (Шапка)
Растет на суше,
Голова из плюша. (Камыш)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Задание   15. Выучить чистоговорки:
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — помогите малышу.
Ши-ши-ши — на поляне малыши.
Шо-шо-шо — говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш — дайте карандаш.
Ош-ош-ош — у меня нож.
Иш-иш-иш — у меня малыш.
Уш-уш-уш — теплый душ.
Ашка-ашка-ашка — летит букашка.
Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка — лягушка-квакушка.
Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка.

Задание 16. Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).   
Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро. Кошка, молоко, лакать.
Шура, школа, ходить, в.

Задание   17. Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
О. Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.
Игры с буквой.
Задание   18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов: шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:
мышка — мишка — мушка — мошка — кошка — кашка — Пашка — пышка — пушка — душка — Дашка — Даша.
Чтение предложений, нахождение предлога:
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за шкафом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение