Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить
правильно произносить звук [Ш].
2. Учить
ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки
аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
3. Учить
самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
4. Учить
преобразовывать слова.
5. Учить
читать предложения, находить знакомые предлоги в предложении.
Задание 1.
Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов»
Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в
слове подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжи
цепочку»:
дом — мак — кот...
Задание 2. Знакомство
со звуком [Ш].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мышат
В камышах шуршат.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуляцию звука [Ш]:
- губки
округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий
язычок наверху, образует «чашечку»;
- теплая
воздушная струя идет по центру язычка;
- горлышко
«молчит».
Символ звука: змея шипит: ШШШШШ... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду
воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3.
Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из
колеса: ШШ...шш... [(звук произносится плавно, с переходом на шепот).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ш]»:
ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона,
карандаш...
Задание 5. Повторить
за взрослым серию слогов:
ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...
Задание 6.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ша-аш, шо-...; аш-ша, уш- ...
Задание 7. Договорить
последний звук в слове ([Ш]): каранда..., малы..., ланды..., камы...
Задание 8. Вспомнить
слова, начинающиеся на слоги:
ША: -ры, -кал, -лун...; ШИ: -на, - ло...; ШУ: -ба, -ра...;
ШО (ШЕ): -рох, -пот...
Задание 9. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова
получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных
(много предметов)?
Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...
Задание 10. Заменить
первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения
с каждой парой слов.
Чашка — шашка, мишка — ..., фланг — ..., дар — ..., губы —
..., Гарик —...
Задание И.
Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):
ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.
Задание 12.
Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно
называет звуки этого слова в должной последовательности:
шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].
Задание 13. Отгадать
загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком. (Шапка)
Растет на суше,
Голова из плюша. (Камыш)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в
которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.
Задание 15. Выучить
чистоговорки:
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — помогите малышу.
Ши-ши-ши — на поляне малыши.
Шо-шо-шо — говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш — дайте карандаш.
Ош-ош-ош — у меня нож.
Иш-иш-иш — у меня малыш.
Уш-уш-уш — теплый душ.
Ашка-ашка-ашка — летит букашка.
Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка — лягушка-квакушка.
Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка.
Задание 16. Взрослый называет ряд слов, просит ребенка
составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог
(если он есть в предложении).
Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.
Кошка, молоко, лакать.
Шура, школа, ходить, в.
Задание 17.
Знакомство с буквой Ш.
Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
О. Гофман
На что похожа буква Ш?
Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки
соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.
Игры с буквой.
Задание 18.
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов: шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение
слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:
мышка — мишка — мушка — мошка — кошка — кашка — Пашка —
пышка — пушка — душка — Дашка — Даша.
Чтение предложений, нахождение предлога:
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка
под шкафом. Кот за шкафом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий