Знакомство со звуком -Ц-
взято из «Сборника
домашних заданий» Агранович З.Е.
Коррекционно-развивающие
задачи.
1. Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
2. Научить правильно произносить звук [Ц].
3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
4. Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом.
5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
6. Упражнять в словообразовании и словоизменении.
Задание 1.
Взрослый просит ребенка
подобрать к предложенным словам по одному слову в рифму.
Мостовая (автобусы, такси,
трамваи).
Мышка (сыр, мясо, книжка).
Пес (лапа, шея, нос).
Задание 2.
Знакомство со звуком [Ц].
Прослушать скороговорку. Про
кого она? Какой звук первый слышится в слове цапля?
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
Взрослый показывает перед
зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ц]:
— губки в улыбке;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
--- передняя часть язычка сначала смыкается с
верхними зубками, затем образуется щель между ними;
--- сильная короткая воздушная струя идет по
язычку;
--- горлышко «молчит».
Символ звука: кузнечик
стрекочет: ЦЦЦЦЦ….. (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду
воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3.
Фонетическое упражнение.
Мама спит. Девочка просит
детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)
Задание 4.
Дидактическое упражнение
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:
ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу,
цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...
Задание 5.
Повторить за взрослым
слоговой ряд:
ца-цо-цу-цы...;
ац-оц-уц-иц...
Задание 6.
Закончить слово звуком [Ц]:
дворе..., молоде..., жиле...,
певе..., плове..., ледене..., продаве...
Задание 7.
Закончить слово слогом ЦА:
мельни..., води..,, певи...,
кури..., ули..., больни...
Задание 8.
Дидактическое упражнение
«Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на
изменение последнего слога в словах).
Курица — курицы, мельница —
..., больница — ..., рукавица — ..., пуговица — ..., луковица — ..., граница —
...
Задание 9.
Дидактическое упражнение
«Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание
ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Дерево — деревце, блюдо — ...,
болото — ..., зеркало — ..., тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...
Задание 10.
Дидактическое упражнение
«Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание
ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Учитель — учительница, воспитатель
— ..., писатель — ..., художник — ..., охотник — ..., укротитель — ...
Задание 11.
Дидактическое упражнение «Во
что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на
появление звука [Ц] в новом слове).
Вафли положим
в вафельницу, хлеб — ...,
конфеты — ..., пепел — ..., мыло — ...
Задание 12.
Дидактическое упражнение
«Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом
слове).
В пехоте служит пехотинец,
ходит по канату..., подковывает ло¬шадей..., продает..., поет..., плавает...,
борется...
Задание 13.
Отгадать загадки, назвать
первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними
предложения.
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
Отгадать загадки, назвать
последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними
предложения.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
На гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)
Задание 14.
Из ряда нарисованных
предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука
в каждом слове. (При затруднении использовать карточку и синий кружок.) Игры с
картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание 15.
Найти лишнее слово в ряду (по
месту звука [Ц] в слове):
цирк, цыпленок, цифра,
огурец; палец, леденец, цветок.
Задание 16.
Вклеить в тетрадь картинки с
изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ц].
Задание 17.
Вспомнить как можно больше
слов со звуком [Ц]. Задание
18. Выучить чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.
Задание 19.
Прослушать отрывок из сказки.
Назвать все слова со звуком [Ц]:
Курица гуляла с цыплятами.
Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла
бабушка. Она надела кольцо на палец.
Задание 20.
Выучить считалку:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок,
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
Задание 21.
Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет.
О. Гофман
На что похожа буква Ц? Игры с
буквой.
Задание 22.
Звуко-слоговой анализ слова
цыпа, выкладывание схемы из кружков, составление из букв разрезной азбуки,
чтение, списывание
Комментариев нет:
Отправить комментарий