четверг, 27 апреля 2017 г.

Конспект занятия по знакомству со звуком и буквой -Ц-


Знакомство со звуком -Ц-

взято из  «Сборника домашних заданий»Агранович З.Е.

Коррекционно-развивающие задачи.
1.      Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
2.      Научить правильно произносить звук [Ц].
3.      Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
4.      Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом.
5.      Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
6.      Упражнять в словообразовании и словоизменении.

Задание   1.
Взрослый просит ребенка подобрать к предложенным словам по одному слову в рифму.
Мостовая (автобусы, такси, трамваи).
Мышка (сыр, мясо, книжка).
Пес (лапа, шея, нос).

Задание   2.
Знакомство со звуком [Ц].
Прослушать скороговорку. Про кого она? Какой звук первый слышится в слове цапля?
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ц]:
—      губки в улыбке;
—      зубки сближены, но не сомкнуты;
---      передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;
---     сильная короткая воздушная струя идет по язычку;
---      горлышко «молчит».
Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ….. (см. цветную вклейку). Характеристика звука:  звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание  3.
Фонетическое упражнение.
Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)

Задание 4.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:
ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...

Задание   5.
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ца-цо-цу-цы...; ац-оц-уц-иц...

Задание  6.
Закончить слово звуком [Ц]:
дворе..., молоде..., жиле..., певе..., плове..., ледене..., продаве...

Задание   7.
Закончить слово слогом ЦА:
мельни..., води..,, певи..., кури..., ули..., больни...

Задание 8.
Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).
Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ..., пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...

Задание 9.
Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ..., тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...

Задание 10.
Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ..., художник — ..., охотник — ..., укротитель — ...

Задание 11.
Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Вафли  положим  в  вафельницу,  хлеб  —   ...,  конфеты  —   ..., пепел — ..., мыло — ...

Задание 12.
Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает ло¬шадей..., продает..., поет..., плавает..., борется...

Задание 13.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)

Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)

На гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)

Задание 14.
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. (При затруднении использовать карточку и синий кружок.) Игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 15.
Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):
цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.

Задание 16.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ц].

Задание   17.
Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц]. Задание  

18. Выучить чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.

Задание 19.
Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:
Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

Задание   20.
Выучить считалку:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,  
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок,
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.

Задание   21.
Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет.
О. Гофман
На что похожа буква Ц? Игры с буквой.

Задание 22.

Звуко-слоговой анализ слова цыпа, выкладывание схемы из кружков, составление из букв разрезной азбуки, чтение, списывание

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение