К
к
5.
«Разгадай ребус» Цели. Учим разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа слов на примере слов КИТ, КОТ. Учим сравнивать
слова.
Ход игры. Ребенок
рассматривает картинку и называет изображенное
животное (кит), проводит звуко-буквенный анализ
этого слова. Под картинкой ребенок дописывает в
словах недостающие буквы, раскрашивает звуковую схему, рядом рисует слоговую схему этого слова. Предлагаем ребенку устно заменить в
слове КИТ букву И на О (И
О). Он произносит получившееся слово — КОТ. Объясняем принцип зарисовки ребуса (И О). Ребенок в пустом квадрате рисует отгадку к ребусу
(КОТ), под своим рисунком
в словах дописывает недостающие буквы, закрашивает звуковую схему, рисует
слоговую схему слова. Закончить игру нужно анализом слов КИТ и КОТ: найти сходства и различия в написании самих слов и в
их схемах.
6.
«Какая птица лишняя?»
Цели. Закрепляем обобщающее понятие перелетные птицы. Учим находить основное отличие у
объектов, входящих в близкие
обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы зимующие. Закрепляем навыки звуко-буквенного и
слогового анализа с
выделением последнего слога в слове (утка, сорока, ласточка). Учим
подбирать слова, заканчивающиеся на заданный слог ка. Продолжаем составлять слоговые схемы
слов.
Ход
игры. Ребенок рассматривает картинки и находит для всех
объектов обобщающее название:
птицы. Ребенку предлагается
найти среди птиц «лишнюю» и объяснить свой ответ. (Лишняя сорока: она зимующая птица, а остальные — перелетные.) Даем
ребенку задание: подобрать к названию каждой птицы слоговую схему из тех, которые даны под
картинками. При этом
ребенок проверяет свой ответ известными ему способами (с помощью руки, выделением гласных).
После проверки он соединяет
картинку и подходящую схему линией со стрелочкой, вписывает гласные над схемой. Будьте
внимательны! В слове утка
ребенок сам может
расставить гласные. Но разобраться в словах сорока и ласточка ему помогает взрослый, проговаривая эти слова так, как они пишутся
(со-ро-ка, лас-точ-ка). Ребенок
выделяет услышанные гласные и расставляет их над схемой. Затем взрослый просит еще раз произнести
все слова и найти общий
для них слог, определяя его место в слове (слог ка — находится в конце слова). Ребенку
нужно вспомнить как можно
больше слов, заканчивающихся на слог ка.
7. «Забавная птица»
Цели. Учим
ребенка узнавать знакомые буквы, написанные
необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторяем пройденные
гласные и согласные буквы, дифференцируя
их. Закрепляем написание буквы К.
Ход
игры. Предлагаем ребенку узнать и назвать предмет, изображенный на картинке (птица). Выясняем, что он
видит необычного в рисунке. (Птица составлена из букв.) Ребенок называет буквы, которые он узнал на картинке, при этом уточняет, что изображает на рисунке каждая буква и так ли
она должна писаться. Ребенок может рядом с птицей написать эту букву правильно, комментируя свои движения. Затем он обводит гласные в изображении птицы красным карандашом, называя их, а согласные — черным карандашом. При перечислении букв нужно сделать обобщения: гласные буквы, согласные буквы. Ребенок должен определить, какой из
уже знакомых ему букв нет
в изображении птицы и к какой группе букв она относится (К — согласная). Игру
завершаем написанием буквы К к.
8. «Ударение» Цели. Учим определять ударную
гласную и ударный слог в слове.
Объясняем значение ударения на примере того, как меняется значение слова при изменении в нем ударной
гласной (ударного
слога). Учим объяснять лексическое значение
слова, отвечая на вопросы: Что
это? Что это обозначает? Для чего нужен этот предмет? и т. д.
Закрепляем умение выделять гласные и
определять количество слогов в
слове.
Ход игры.
Ребенок поочередно рассматривает картинки, называя нарисованные предметы, определяет гласные и количество слогов в названиях предметов; выделяет ударную
гласную в слове и записывает ее в
схеме. Предлагаем ему назвать это же слово, но с ударением на другом слоге,
указанном на схеме рядом. Ребенок
сам называет гласную, которая теперь стала ударной, объясняет
лексическое значение этого слова с новым ударением,
рисует для него картинку и записывает гласные в схеме.
В конце занятия полезно обратить внимание
ребенка на то, что ударение в слове нужно ставить верно.
Рекомендуется проверить, правильно ли ребенок ставит ударение,
например, в таких словах: свёкла, шофёр, стаканы,
пальцами, поняла и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий