Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить
ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.
2. Учить
ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить пропущенный элемент
в автоматизированном речевом ряду. (Автоматизированные речевые рады — речевые
действия, реализуемые без непосредственном участия сознания (например,
порядковый счет)).
3. Научить
правильно произносить звуки [Т] и [Т], дифференцировать их на слух и в
произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками.
4. Учить
воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного
слога.
5. Учить
анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить правило правописания
большой буквы в собственных именах.
6. Учить
читать и списывать простые предложения по образцу (понятие о раздельном
написании слов в предложении, точке в конце предложения, употреблении большой
буквы в начале предложения).
Задание 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — короткий
звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем
ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании.
Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а
также по заданию (например, «воспроизведи „короткий" звук») выбирает сам
музыкальный инструмент.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Что пропущено?»
(развитие слухового внимания).
Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом
пропускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать пропущенный
элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игра проводится на
материале дней недели, месяцев и времен года).
Задание 3. Знакомство
со звуком [Т].
Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый
звук в отгадке;
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуляцию звука [Т]:
— губки в
свободном положении;
— зубки
сближены, но не сомкнуты;
— кончик
язычка стучит за верхними зубками;
— горлышко
«молчит».
Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ... (см. цветную
вклейку).
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду
воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»).
Обозначение: синий кружок.
Задание 4. Фонетическое
упражнение. Колеса поезда стучат: тук-тук-тук...
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Т]»:
а, у, т, т, м, и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от,
ум...
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов,
при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши:
та-та; то-то; ...; та-ту; ту-ты...
Задание 7.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-ат, то-от...; ту-..., ты- ...
Задание 8. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов,
выделив голосом звук [Т]:
туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.
Задание 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а
ребе¬нок заканчивает слово всегда одинаково):
— договорить
последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мое..., лис...,
сала..., жаке..., паке...;
— договорить
последний слог ТА в словах: лопа..., конфе..., моне..., пала..., газе...,
воро..., котле...
Задание 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним
словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай
(транспорт).
Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя
карточку и синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они
стоят?)
Задание 11. Отгадать
загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется. (Топор)
Задание 12. Вклеить в
тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Т].
Задание 13. Выучить
чистоговорки:
Та-та-та — я везу кота.
Ту-ту-ту — помоги коту.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты
То-то-то — я иду в пальто.
Задание 14.
Знакомство со звуком [Т'¢]
Символ звука: часы тикают: тьтьть... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.
Обозначение: зеленый кружок.
Задание 15.
Фонетическое упражнение. Часики тикают: тик-тик...
Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в
ладошки, если услышишь звук [Т'¢] »
ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь...
Задание 17.
Договорить последний слог в словах:
ТЯ: Ви... Ка..,, Ми..., Нас..., Кос...; ТИ: пус..., мес..., вез..., гас...
Задание 18. Взрослый
предлагает ребенку:
— назвать
первый звук в словах; теплый, тигр, телефон...;
— назвать
последний звук в словах: петь, гулять, шить...
(Продолжить ряды слов самостоятельно.)
Задание 19. Отгадать
загадки, назвать первый звук в отгадках.
Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди —
Будет бежать впереди. (Тень)
Задание 20. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями
предметов, в названиях которых есть звук [Т'¢].
Задание 21. Выучить чистоговорки:
Тя-тя-тя — у меня дитя.
Ти-ти-ти — со мной не шути.
Те-те-те — чайник на плите.
Ать-ать-ать — я иду гулять.
Еть-еть-еть — я буду петь.
Ить-ить-ить — я хочу пить.
Задание 22.
Дифференциация звуков [Т] — [Т'¢].
Дидактическое упражнение
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук[ Т'¢].
ть, ть, т, т, ть...
Дидактическое упражнение
«Скажи наоборот»:
та-тя, то-те, ту-тю...; тю-ту, ти-...
Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным
хлопком выделить ударный слог:
та-тя, то-тё...
Договорить последний звук в слове (Т] — [Т'¢].
самоле..., парашю..., гуля..., писа...
Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т]
в словах:
тигр, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.
Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый
звук в слове»:
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные... (тетрадки).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил... (точку).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому»
(подобрать слова со звуками [Т] и [Т'¢].
Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т'¢].
Выучить скороговорку:
Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята — здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»
Задание 23.
Упражнение для развития координации речи с движениями:
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
С. Михалков
(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)
Задание 24.
Знакомство с буквой Т.
Т трудилась целый день.
Забивала гвозди в пень.
О. Гофман
На что еще похожа буква Т?
Буква Т из пальцев: указательный палец правой руки поднят
вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально на ним.
Игры с буквой.
Задание 25. Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление
схем из кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки).
Составление коротких предложений с помощью взрослого из
разрез-] ной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто
тут?» Ребенок читает:
Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата.
Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения,
объясняет, что первое слово в
предложении, как и имена людей, пишется с большой! буквы, а в конце предложения
ставится точка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий