Коррекционно-развивающие
задачи.
1. Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение
знакомого слова (с опорой на наглядность).
2. Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под,
над по значению.
3. Научить правильно произносить звуки [X] — [X'], дифференцировать
их на слух и в произношении.
4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить
подбирать
слова с определенным
количеством слогов.
5. Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой
анализ коротких слов, преобразовывать слова.
6. Продолжать учить писать зрительные диктанты.
Задание 1. Взрослый
предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета.
Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а
если искаженное — то нет:
баман — панам — банан —
банам; ваван — даван — диван — ванан; альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем —
аль- пом; витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.
Задание 2. Знакомство с предлогом под.
Взрослый предлагает ребенку
выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом;
положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты
положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый
поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к
столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет
значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый
предлагает выполнить следующие задания:
— договорить предложения:
Лампа висит над... Ручка
упала под...
— выбрать нужный предлог:
Мальчик поднял мяч...
головой. Девочка положила книгу... подушку;
— исправить ошибку:
Лампа висит под столом. Заяц
спит в лесу над елкой;
— составить предложения из заданных слов:
Самолет, лететь, лес, над;
гриб, расти, елка, под;
— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.
Задание 3. Знакомство со звуком [X].
Взрослый предлагает ребенку
подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?
светло — темно, жарко —
...(холодно).
Взрослый предлагает ребенку
сосчитать, сколько слогов в слове хобот? Какое слово длиннее (короче)? Назвать
первый звук в словах:
хлеб, холодно, хоккей,
ходули.
Взрослый показывает перед
зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к
твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит:
XXX... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок
создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие
ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).
Задание 5. Дидактическое
упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:
х, п, м, х...; ха, хо, пу...;
ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо...
Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:
ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
Задание 7. Договорить
последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только
последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды...,
запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:
хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки;
му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.
Задание 9. Отгадать загадки,
разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с
каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в
словах:
Не вкусно без соли,
Не сытно без... (хлеба)
Легкий, а не пух,
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех. (Хлопок)
Назвать последний звук в
слове:
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем,
Зерно клюет, Г
олосисто поет. (Петух)
Посадили зернышко,
Выросло солнышко. (Подсолнух)
Задание 10. Из ряда нарисованных предметов выбрать
сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом
— в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.
Задание 11. Самостоятельно подобрать слова со звуком
[X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.
Задание 12. Вклеить в тетрадь картинки с
изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].
Задание 13. Выучить чистоговорки:
Ха-ха-ха — испугали петуха.
Ху-ху-ху — ели мы уху.
Их-их-их — ветерок затих.
Ох-ох-ох — зеленый мох.
Задание 14. Знакомство со звуком [X'].
Символ звука: детям весело, они
смеются: хьхьхь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный,
мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 15. Дидактическое
упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X']»:
хь, мь, пь, хь...; хя, хе,
мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
Задание 16. Повторить за
взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).
хя-хе-хю-хи;
ахь-охь-ухь-ихь...
Задание 17. Повторить за
взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти
слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:
хижина, хитрый, хирург,
хищник, хек.
Задание 18. Выучить чистоговорку:
Хи-хи-хи — в поле пели
петухи.
Задание 19. Дифференциация звуков [X] — [X'].
Дидактическое упражнение «Скажи
наоборот»:
ха-хя, хо-...; хю-ху, хи- ...
Назвать лишнее слово в ряду
(по наличию звуков [X] и [X']).
Объяснить ребенку значение
незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост;
петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.
Дидактическое упражнение
«Подбери слово по его началу».
Назвать первый звук в словах:
хит-... (-рый, -рость, -рец),
хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).
Выбрать из ряда слов те,
которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок
говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)
молодец, весельчак, сорванец,
плакса, хитрец, лодырь.
Подобрать слова со звуками
[X] и [X']. Выучить скороговорку:
Хохлатые хохотушки хохотом
хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо,
хе-хе-хе.
Задание 20. Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
О. Гофман
На что похожа буква X?
Буква X из пальчиков:
скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
Игры с буквой.
Задание 21. Самостоятельный звуко-слоговой анализ
слов.
Выкладывание схем из кружков.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под
диктовку печатными буквами:
уха, мох, муха, мухи, хата,
Хома.
Преобразование слов с помощью
букв разрезной азбуки: муха — мухи; хата — хатка — хатки.
Чтение и запись предложения
по памяти после зрительного предъявления:
У Хомы хата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий