пятница, 24 ноября 2017 г.

Звуки [X], [X']; [X] - [X']. Буква X - занятие

Коррекционно-развивающие задачи.

1.         Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).
2.         Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над  по значению.
3.         Научить правильно произносить звуки [X] — [X'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4.         Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать
слова с определенным количеством слогов.
5.         Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
6.         Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1. Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:
баман — панам — банан — банам; ваван — даван — диван — ванан;  альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — аль- пом; витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание   2. Знакомство с предлогом под.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:
—        договорить предложения:
Лампа висит над... Ручка упала под...
—        выбрать нужный предлог:
Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;
—        исправить ошибку:
Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;
—        составить предложения из заданных слов:
Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;
—        самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание   3. Знакомство со звуком [X].
Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?
светло — темно, жарко — ...(холодно).
Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько слогов в слове хобот? Какое слово длиннее (короче)? Назвать первый звук в словах:
хлеб, холодно, хоккей, ходули.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:
—        губки и зубки свободны;
—        кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;
—        горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: XXX... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание  4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:
х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо...

Задание   6. Повторить за взрослым серию слогов: ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7. Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание   8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:
хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9. Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Не вкусно без соли,
Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,
Зерно клюет, Г
олосисто поет. (Петух)

Посадили зернышко,
Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание   10. Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное  слово и самое короткое.

Задание   11. Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.
           
Задание   12. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание  13. Выучить чистоговорки:
Ха-ха-ха — испугали петуха.
Ху-ху-ху — ели мы уху.
Их-их-их — ветерок затих.
Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание   14. Знакомство со звуком [X'].
Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X']»:
хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).
хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17. Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:
хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание   18. Выучить чистоговорку:
Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание   19. Дифференциация звуков [X] — [X'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ха-хя, хо-...; хю-ху, хи- ...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']).
Объяснить ребенку значение незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу».
Назвать первый звук в словах:
хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)           

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и [X']. Выучить скороговорку:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание   20. Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
О. Гофман

На что похожа буква X?
Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

Игры с буквой.
Задание  21. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:
уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: муха — мухи; хата — хатка — хатки.
Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение