Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развивать
слуховое внимание и логическое мышление путем реше¬
ния логических задач.
2. Научить
правильно произносить звук [Ж].
3. Продолжать
учить ребенка определять последовательность звуков в
заданном слове.
4. Совершенствовать
навыки аналитико-синтетической деятельности,
развивать звуко-слоговые представления ребенка.
5. Развивать
слухо-речевую память ребенка.
6. Продолжать
учить составлять предложения с заданным словом.
7. Учить
самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно
послушать, подумать и решить следующие логические задачи:
— У мамы есть
кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько
всего детей у мамы?
— У собаки
Микки родились котята: три белых и один черный.
Сколько всего котят родилось у Микки?
— Шел зимой
солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?
Задание 2.
Знакомство со звуком [Ж].
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи
пред-меты, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они
желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый
(желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих
словах.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуля-цию звука [Ж]:
— губки
округлены и слегка вытянуты вперед;
— широкий
язычок наверху и образует «чашечку»;
— теплая
воздушная струя идет по центру язычка;
— горлышко
«работает».
Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ... (см. цветную вклейку).
Ха-рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда
твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3.
Фонетическое упражнение.
Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко,
отрывисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ж]»:
ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать,
жираф... Задание 5. Повторить за
взрослым серию слогов:
жа-жо-жу-жи,
жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-
жды-жду...
Задание 6. Закончить
слова слогом ЖИ. Какие слова получились? Эта..., тара..., чи..., черте...,
мор...
Задание 7. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» —
упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом
слове).
Флаг — флажок, берег — ..., друг — ..., рог — ..., пирог —
..., круг — ..., утюг — ...
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках,
найти самое длинное и самое короткое слово.
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)
Задание 9.
Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, на-зови первый звук в слове».
Лежебока рыжий кот Отлежал себе... (живот)
Задание 10. Заменить
первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения
с каждым словом.
Лук — жук, баба — ..., мир — ..., мало — ..., пакет — ...,
билет — ..., пучок — ..., Веня — ...
Задание И. Взрослый
произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба [жаб а].
Задание 12. Взрослый
произносит ряд из 3—5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова
и повторить их в том же порядке.
Задание 13.
Подобрать слова, начинающиеся на слоги: ЖА: -ра, -кет...; ЖУ: -равль, -ки...;
ЖИ: -раф, -вот...
Подобрать слова, заканчивающиеся на слог: ЖИ: но-...,
лы-...; ЖА: лы-..., ко- ...
Задание 14.
Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и
в середине слова.
Задание 15. Выучить
чистоговорки:
Жа-жа-жа — мы видели ежа. Жи-жи-жи — бегут ежи. Жу-жу-жу —
помоги ежу. Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
Задание 16. Взрослый
предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):
Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку.
Де¬вочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.
Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?
Задание 17. Придумать
как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.
Задание 18.
Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука, Только не жужжит пока. О. Гофман
На что еще похожа буква Ж? Сравнивание букв К и Ж:
Это - Ж, А это — К,
Целый жук и полжука. А. Шибаев
Игры с буквами.
Задание 19.
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под
диктовку:
жук, жуки, кожа, жаба, жабы. Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук
и жаба.
Комментариев нет:
Отправить комментарий