воскресенье, 18 февраля 2018 г.

Звук и буква Ж - занятие

Коррекционно-развивающие задачи.

1.            Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем реше¬
ния логических задач.
2.            Научить правильно произносить звук [Ж].
3.            Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в
заданном слове.
4.            Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности,
развивать звуко-слоговые представления ребенка.
5.            Развивать слухо-речевую память ребенка.
6.            Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
7.            Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи:
—           У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько
всего детей у мамы?
—           У собаки Микки родились котята: три белых и один черный.
Сколько всего котят родилось у Микки?
—           Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?
Задание   2. Знакомство со звуком [Ж].
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи пред-меты, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Ж]:
—           губки округлены и слегка вытянуты вперед;
—           широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
—           теплая воздушная струя идет по центру язычка;
—           горлышко «работает».
Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ... (см. цветную вклейку). Ха-рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание   3. Фонетическое упражнение.
Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:
ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф... Задание   5. Повторить за взрослым серию слогов:
жа-жо-жу-жи,   жи-жу-жа-жо...;   жда-ждо-жду-жды,   ждо-жда-
жды-жду...
Задание  6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились? Эта..., тара..., чи..., черте..., мор...
Задание 7. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).
Флаг — флажок, берег — ..., друг — ..., рог — ..., пирог — ..., круг — ..., утюг — ...
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь)

Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)
Задание  9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, на-зови первый звук в слове».
Лежебока рыжий кот Отлежал себе... (живот)
Задание   10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук — жук, баба — ..., мир — ..., мало — ..., пакет — ..., билет — ..., пучок — ..., Веня — ...
Задание   И. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба [жаб а].
Задание   12. Взрослый произносит ряд из 3—5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.
Задание   13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги: ЖА: -ра, -кет...; ЖУ: -равль, -ки...; ЖИ: -раф, -вот...
Подобрать слова, заканчивающиеся на слог: ЖИ: но-..., лы-...; ЖА: лы-..., ко- ...
Задание   14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.
Задание   15. Выучить чистоговорки:
Жа-жа-жа — мы видели ежа. Жи-жи-жи — бегут ежи. Жу-жу-жу — помоги ежу. Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
Задание  16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):
Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку. Де¬вочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?

Задание  17. Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.
Задание  18. Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука, Только не жужжит пока. О. Гофман
На что еще похожа буква Ж? Сравнивание букв К и Ж:
Это - Ж, А это — К,
Целый жук и полжука. А. Шибаев
Игры с буквами.
Задание  19. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:
жук, жуки, кожа, жаба, жабы. Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение