Коррекционно-развивающие
задачи.
1. Продолжать учить ребенка
решать логические задачи. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
2. Учить
слухо-произносительной дифференциации звуков [Ш] и [Ж]
3. Продолжать учить определять
последовательность звуков в слове совершенствовать навыки звуко-слогового
анализа.
4. Упражнять ребенка в
произнесении слов сложной слоговой структуры.
5. Познакомить ребенка с правилом правописания ШИ, ЖИ.
6. Учить преобразовывать слова.
Задание 1.
Взрослый предлагает ребенку
послушать внимательно, подумать и решить
следующие логические задачи:
— На Олином платье были нарисованы три яблока и две вишенки.
Одну вишню и два яблока
съели. Сколько осталось?
— Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока.
Сколько всего яблок?
— Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика.
Сколько всего детей идет в
лес?
Задание 2. Дифференциация звуков [Ш] — [Ж].
Дидактическое упражнение
«Узнай по описанию». Взрослый просит ребенка отгадать описательные загадки и
выполнить задания:
— Это предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по цвету:
простым или цветным (красным, синим, зеленым...). Назови это
слово и последний звук в нем.
(Карандаш.)
— Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой.
У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем.
(Жираф.)
Сравнить артикуляцию звуков
[Ш] и [Ж] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»),
вспомнить характеристику звуков [Ш] и [Ж], обозначение.
Задание 3. Дидактическое
упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:
ж, ш, ш, ж...; жа, ша, шо,
жо...; Жора, шуба, кошка, ежик...
Дидактическое упражнение
«Скажи наоборот»:
ша-жа, шо-...; жу-шу, жи-...
Повторить за взрослым серию
слогов:
жа-жа-ша, ша-жа-жа, жа-ша-жа,
ша-жа-ша, жа-ша-ша, ша-ша-жа.
Задание 4. Взрослый называет
слово целиком, а ребенок называет его по слогам (упражнять в произнесении слов
сложной слоговой структуры; объяснить ребенку значение незнакомых слов, составить
с каждым словом предложение):
дирижабль, кораблекрушение,
пожарный, жеребенок, штукатур, дирижер, маршировать, шлагбаум, путешествие,
дирижировать...
Задание 5. Закончить слово подходящим слогом:
ШИ (ЖИ): каранда...,
клави..., эта..., вельмо..., экипа..., камы...
Назвать лишнее слово в ряду
(по наличию в них звуков [Ш] и [Ж]):
машина, ежевика,
кожура, крыжовник; камыши,
пирожок, школьник, уши.
Задание 6. Разложить картинки
на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ш], и предметы, в
названии которых есть звук [Ж]. Взрослый произносит слово целиком, а ребенок
называет его по звукам:
жаба [жаба], шуба [шуб а]...
Заменить звук [Ш] на звук [Ж]
в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения:
Шар — жар, шить — ..., шаль —
..., шитье — ..., уши — ..., Луша — ..., машет — ..., нашивка — ...
Задание 7. Вспомнить загадки,
чистоговорки на звуки [Ш] и [Ж].
Вклеить в тетрадь картинки с
изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ш] и [Ж].
Задание 8. Дидактическое
упражнение «Подари подарки Жене и Шуре» (вспомнить слова со звуками [Ш] и [Ж]).
В предложениях найти слова со
звуками [Ш] и [Ж]:
Женя моет уши. У Шуры желтый
жакет. Женя нашел ежика. Шура и Жора идут в школу.
Задание 9. Выучить скороговорки:
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Какие звуки часто в них
слышатся?
Задание 10. Вспомнить буквы,
которыми на письме обозначаются звуки [Ш] и [Ж].
Взрослый объясняет ребенку
правило: «ЖИ и ШИ пиши с буквой И» и просит его запомнить.
Преобразование слов с помощью
букв разрезной азбуки, запись каждого слова по памяти печатными буквами:
ужи — уши — Луша — лужа.
Чтение, списывание, запись
предложений по памяти: У Луши ужи. У Луши жук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий