Звуки [М], [М']; [М] - [М']. Буква М
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в
пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда
путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'],
дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия:
«согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале,
середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.
Задание 1.
Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в
колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2.
Дидактическое упражнение «Перед — между — после».
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года,
месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый
задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта?
между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели,
времен года.)
Задание 3.
Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на
вопрос:
Голодная —
мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
- губки сомкнуты без напряжения;
- воздух выходит через нос;
- горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит:
МММ..., затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду
воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому
мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком.
Задание 4.
Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить
звук [М] длительно).
Задание 5.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит
ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М]
(изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;
мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6.
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом
ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7. Взрослый
предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8.
Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет
одинаковый первый (последний) звук в словах: мак, муха, машина, мыло; дом, сом,
ком, лом.
Задание 9.
Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии
которых звук [М] стоит:
в начале слов: мак, муха, маска, марка;
в конце слов: дом, сом, альбом;
в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется
использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10.
Вспомнить вместе с ребенком:
месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11.
Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто).
Это мои... (книги).
Задание 12.
Знакомство со звуком [М'].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш
коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок
маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М']: теленок мычит:
мьмь... (см. цветную вклейку), характеристикой звука: согласный, мягкий,
звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;
мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14.
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов: мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15.
Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на
звук [М']:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает
глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки,
которую убрали.)
«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет
картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд
картинок.)
Задание 16.
Дифференциация звуков [M]
— [М']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха,
мак, Миша...,
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом:
взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок
ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [M'], возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 17.
Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ([M']): Миша, Марк, Марина,
Мирон...
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
названия которых начинаются на звуки [М] и [M']. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку
вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18.
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Он всю зиму в шубе спал,
Живет она в норке,
Лапу
бурую сосал,
Серая малышка.
А
проснувшись, стал реветь.
Кто это?., (мышка)
Это
зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Без рук, без ног,
Летом — ульи ворошит. (Медведь) А рисовать умеет.
(Мороз)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Сидит девица в темнице,
Ночь настанет,
А коса на улице.
(Морковь)
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Задание 19.
Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в
этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 20.
Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.
А теперь все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Выполнять соответствующие движения.
Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем —
И опять писать начнем.
Задание 20.
Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами! О.
Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть
кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а
остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21.
Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из
кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный
кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными
буквами под диктовку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий