пятница, 6 октября 2017 г.

"Грибы" картотека

Общие речевые навыки                                                                                                            Грибы, ягоды.


Карточка №1.

Упражнение: «Эхо».

Цель: Развитие силы голоса и речевое дыхание.
Ход: Логопед показывает картинку: дети в лесу кричат «АУ».
Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «АУ!» Вторая команда (эхо) тихо отвечает:
«АУ» (Повторяем 3-5 раз.)








Общие речевые навыки                                                                                                                             Грибы, ягоды.
Карточка №2.
            
Упражнение: «Найди грибочек»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха.

Ход:  На уровне рта ребенка находится картинка с изображением гриба, прикрытая сухим разноцветным осенним листочком. Рассматриваются разноцветные листья деревьев, называют их, определяют цвет.
Дети стоят напротив листочков. Медленно набирают воздух через нос. Следим, чтобы не поднимали плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек.  Обращаем внимание детей, какой грибок нарисован на картинке.



























Общие речевые навыки                                                                                                            Грибы, ягоды.
Карточка №3.

Упражнение «Лесенка»      

Цель: Преодоление твердой атаки гласных. Пение гласных.
Ход: Пропевание гласных:  А, У с повышением и понижением тона. Логопед показывает детям, как «Голос поднимается и опускается по лесенке».











Общие речевые навыки                                                                                                            Грибы, ягоды.
Карточка №4.

Упражнение: «Диалоги»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, развитие глагольного словаря.
Ход: логопед читает стихотворение сам, чётко артикулируя и показывая образец выразительной интонации; затем просит прочесть так же каждого ребёнка.
          - Ножки, ножки, где вы были?
          - За грибами в лес ходили.
          - А вы ручки отдыхали?
          - Мы грибочки собирали.
          - А вы, глазки, помогали?
          - Мы искали да смотрели –
            Все пенечки оглядели.                    Народная потешка.



























Общие речевые навыки                                                                                                            Грибы, ягоды.
Карточка №5.

Игра «Вьюга»

Цель: Развитие силы голоса.
Ход:
Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга.
Логопед: Вьюга начинается.
Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: у-у-у...
Логопед: Сильная вьюга.
Дети усиливают силу голоса.
Логопед: Вьюга затихает.
Дети уменьшают силу голоса.
Логопед: Вьюга кончилась.
Дети затихают.

Развитие моторики                                                              Грибы, ягоды.
 Карточка №6.
                   
                 Пальчиковая гимнастика

«ГРИБЫ»

Топ – топ – пять шагов,
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
         В туесочке пять грибов.
(Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали 5 пальцев правой руки.)
Мухомор красный-
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
         (На каждое двустишие дети разгибают
         по одному пальчику, начиная с мизинца,
         на одной или обеих руках.)
Развитие моторики                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №7.

Пальчиковая гимнастика
Грибы.

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Загибают по одному пальчику начиная с мизинца
Развитие моторики                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №8.

Пальчиковая гимнастика

“ ЗА ЯГОДАМИ”

 Раз, два, три,  
 четыре, пять,
 (Пальчики обеих  рук  «здороваются», 
  начиная с больших.)
 В лес идем мы погулять.
(Обе руки идут указательными и средними пальцами по столу)
 За черникой, за малиной,    
( Загибают пальчики, начиная с большого.)
 За брусникой, за калиной.
 Землянику мы найдем
 И братишке отнесем.


Развитие моторики                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №9.

Координация речи и движения,
развитие общей моторики.

“ ЯГОДА -МАЛИНА”

За малиной в лес пойдем,
В лес пойдем.   
(Идут в хороводе    взявшись за руки.)
Спелых ягод наберем,
 Наберем.               
(Идут по кругу  обеими руками собирая воображаемые ягоды.)
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка
 (Встают лицом в круг, тянутся
 руками вверх; потом пальчиками достают “тропинку”, сделав  наклон.)
Сладкая ты моя,
Ягодка - малинка. 
(Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Развитие моторики                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №10.

Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками

“ГДЕ ВЫ БЫЛИ”
Логопед. Ножки, ножки, где вы были?
(Ходьба на месте.)
Дети. За грибами в лес ходили.
Логопед. Что вы ручки, работали?
(Присели “собирают” грибы.)
Дети. Мы грибочки собирали.
Логопед. А вы глазки, помогали?
Дети. Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
(Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо.)









Развитие моторики                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №11.

Координация речи с движением

“ПО ЯГОДЫ”

Мы шли-шли-шли,
(Маршируют, руки на поясе.)
Землянику нашли.
(Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Маршируют.)
Мы идем искать опять.
(Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.)

Развитие моторики                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №12.

Координация речи с движением

                                Грибы.

Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою в
Вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками
Под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик
Вырос под березою,
Красный подосиновик
Вырос под осиною.














 Развитие моторики                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №13.

Координация речи с движениями; развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, ”собирать”.

“ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
(Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
рыжики срывали.
(Скачут вприсядку, срывают
воображаемые грибы.)
Лисичка бежала,
лисички собирала.
(Бегут, собирают воображаемые грибы.)
Скакали зайчатки,
искали опятки.
(Скачут стоя, “срывают” грибы)
Медведь проходил,
мухомор раздавил.
(Идут вразвалку, в конце строки
топают  правой ногой.)

Зрительное и слуховое внимание.                                                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №14.

Игра: «Четвертый лишний».

Цель: Развитие зрительного внимания. 
Классификация предметов.
Актуализация словаря по теме «грибы».
Ход игры: показываются предметные картинки, предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем  объяснить, почему это слово «лишнee».






























зрительное и слуховое внимание.                                                                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №15.

Игра: «Запомни и повтори».

Цель: слуховое внимание. Актуализация словаря по теме. Развитие слуховой памяти.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку повторить ряд слов, найти соответствующие  картинки:
Лето, солнце, река;
Гроза, тучи, дождь;
Трава, ягоды, цветы;
Бабочка, стрекоза, кузнечик;
Лес грибы, поляна;
Земляника, черника, малина;
Ромашка, василек, колокольчик.



зрительное и слуховое внимание.                                                                                                              Грибы, ягоды.
Карточка №16.

Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.
Ход игры: Логопед просит детей  вынуть из конвертиков
картинки и рассмотреть их.  Предлагает детям собрать
разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.

В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.




























Зрительное и слуховое внимание.                                                                                          Грибы, ягоды.
Карточка №17.

Упражнение: «Подбери грибок»

Цель:  Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме. Закрепление представлений о  съедобных и несъедобных грибах. Мышления.

Ход игры:
А) Ребенку предлагается разглядеть на картинке грибы и назвать их.  Можно попросить сосчитать грибы.
Б) Ребенку предлагается  найти и показать на картинке сначала съедобные грибы, потом несъедобные.




Зрительное и слуховое внимание.                                                                                          Грибы, ягоды.
Карточка №18.

Упражнение «Вопросы на засыпку»

Цель:  Развитие слухового внимания. Развитие связной речи. Мышления.
Ход игры: Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?
-Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?
- Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?









Зрительное и слуховое внимание.                                                                                          Грибы, ягоды.
Карточка №19.

Упражнение: «Брать – не брать»

Цель:  Развитие слухового внимания. Увеличение словарного запаса. Дифференциация  лесных и садовых ягод

Ход игры: Дети стоят кружком. Логопед объясняет, что будет произносить названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх. (Земляника, черника, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)






Зрительное и слуховое внимание.                                                                                          Грибы, ягоды.
Карточка №20

Упражнение: «Подскажи словечко »

Цель: Развитие слухового внимания
Ход игры: Логопед предлагает детям закончить стихотворение:

Возле леса на опушке,                    Посмотрите-ка, ребятки.          Вдоль лесных дорожек
Украшая темный бор,                      Тут лисички, там - опята,         Много белых ножек
Вырос пестрый как петрушка,         Ну а это, на полянке,                В шляпках разноцветных,
Ядовитый … (Мухомор)                   Ядовитые…. (поганки)              Издали заметных.
                                                                                                                            Собирай, не мешкай,
                                                                                                                            Это …. (Сыроежки)

У девчонки – тонконожки
Ярко- красные сережки.
Под листочек загляни-ка,
Там краснеет …
                          (Земляника)





























Лексика. Грамматика.                                                                                                                Грибы, ягоды.
Карточка №21.

Упражнение: «Бабочка и грибок», «Что где лежит?»

Цель: Совершенствование: грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.
Ход: 1) на магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Педагог помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задаёт вопрос: «Где сидит бабочка?»
Ответ: «На грибке». Вопросы «Откуда слетела бабочка?» «куда слетела бабочка?»
2) Муляжи (картинки) ягод и фруктов раскладываются в разных местах (на, под, в, около шкафа, стула стола и т. п.) Ребенку предлагается собрать их и рассказать, где что лежало. При этом особое внимание обращаем на употребление существительных с предлогами.

Лексика. Грамматика.                                                                                                                       Грибы, ягоды.
Карточка №22.

Игра: «Один - много».

Цель: Образование существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.

Ход игры: Логопед предлагает изменить слова по образцу:
Гриб – грибы, маслёнок – маслята, поганка – поганки, подберёзовик – подберёзовики, сыроежка – сыроежки и т.п.  































Лексика. Грамматика.                                                                                                                                  Грибы, ягоды.
Карточка №23.

Игра: «Сколько грибов собрали?». «Чего не стало?»

Цель: Уточнение и активизация словаря по теме. Образование родительного падежа единственного и множественного числа
имени существительного.

Ход игры: Дети должны закончить предложение:
"В лесу много…?
Мы собрали много...? ( Подосиновиков, опят, сыроежек и т. д.)"






Лексика. Грамматика.                                                                                                                                    Грибы, ягоды.
Карточка  №24

Игра: (с мячом) «Назови ласково».

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:
Боровик- боровичок, моховик, сыроежка, корзина, пень, лес, полянка, лукошко.




























Лексика. Грамматика.                                                                                                                                    Грибы, ягоды.
Карточка №25.

Упражнение: «Продолжи предложение»

Цель: упражнять в подборе слов – действий. Образование и использование в речи родительного падежа существительных.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку продолжить предложение:
в лесу растет много волнушек, груздей…
Грибы можно сорвать, срезать ... (положить в корзину, принести домой, почистить, нарезать, отварить, посушить, засолить, замариновать, пожарить).



Лексика. Грамматика.                                                                                                                               Грибы, ягоды.
Карточка №26.

Игра: «За грибами».

Цель: Увеличение словарного запаса по теме «Лес. Грибы». Совершенствование грамматического строя речи (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом ИЗ).  Употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.
Ход игры: В средней группе: игра проводиться с целью формирования словаря, а также формирования представлений о съедобных и несъедобных грибах.
На стол выкладываются картинки с изображением грибов. Дети рассматривают картинки и вспоминают название грибов. Далее дети по очереди закрепляют грибы в корзинке, четко называя их. Когда все грибы помещены в корзинку, логопед спрашивает, знают ли дети, какой гриб нужно убрать из корзинки и почему.
Если игра проводиться с целью закрепления в речи предлогов, в, из, логопед спрашивает детей: - Где лежат грибы? – Откуда мы убрали мухоморы?
В старшей группе дети, «собирая» грибы в корзину, составляют предложения: - Я нашел белый гриб.
-Я положу в корзину подосиновик.
В подготовительной группе игра усложняется, так как логопед просит детей составлять предложения с союзом потому что, когда они выбирают картинки с изображением грибов.




























Лексика. Грамматика.                                                                                                                                 Грибы, ягоды.
Карточка №27.

Игра: «Скажи наоборот».

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова- антонимы.
Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.
Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Например: Большой гриб - маленький гриб, высокая ножка - ..., толстая ножка-...






Лексика. Грамматика.                                                                                                                                Грибы, ягоды.

Карточка №28.

Игра: «Подбери слово».

Цель: Формировать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Ход игры:
Учитель - логопед задает вопрос:
"О чем можно сказать - вкусная, вкусный, вкусные?"  
Ребенок находит соответствующие ответы, опираясь на картинки, выставленные на фланелеграфе
(Малина, компот, варенье, ягоды и т. д.)


















Лексика. Грамматика.                                                                                                           Грибы, ягоды.
Карточка №29.

Упражнение: «Волшебная мастерская»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи,
 правильное использование и образование форм родительного и творительного падежей имен существительных с предлогами
 «с», «без».
Ход: Логопед раскладывает перед детьми картинки с
 недостающими деталями и предлагает собрать их. Дети прикладывают недостающие детали и отвечают на вопрос
 логопеда:
-Какой детали не хватает этому предмету?
- Гриб без ножки
- С чем теперь гриб?
-С ножкой, и т.д.

Лексика. Грамматика.                                                                                                           Грибы, ягоды.
Карточка №30.

Упражнение: «Угадай - ка»

Цель: Закрепление в речи правильные формы существительных предложного падежа с предлогом (значение местонахождение) в структуре предложения
Ход: Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы по отношению друг к другу в соответствии со  схемой предлогов. Дети самостоятельно придумывают предложения по двум опорным словам.







Лексика. Грамматика.                                                                                                           Грибы, ягоды.
Карточка №31.

Упражнение: « Корзинка с грибами»

Цель: Учить согласовывать  существительные с числительными
Ход: Логопед предлагает детям посмотреть на  картинку:
«Корзина с грибами» и сосчитать, сколько каких грибов собрали
 в корзинку.

Сентябрь принес нам грибов урожай.
Соли, маринуй и в сметане их жарь,
Свари суп грибной, приготовь их с картошкой,
И в блюдо мясное добавь их немножко.
На нитку побольше грибов нанижи,
Для зимних запасов ты их засуши.
Богатством своим с тобой делиться лес.
Спасибо за радость осенних чудес!



Лексика. Грамматика.                                                                                                           Грибы, ягоды.
Карточка №32.

Упражнение: «Писатель»
Цель: Закрепление умения детей составлять рассказ – описания по плану. Расширение пассивного словаря прилагательными.
Ход: Ребенку предлагают изобразить знаменитого писателя,
который придумал «рассказ», «сказку», о ягоде или грибе в зависимости от изучаемого материала. Затем кто – либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает
подготовленное им по опорной схеме описания картинки
или муляжа.
План рассказа:
1.Что это?. 2. Это ягода или гриб? 3. Где растет? 4. Какого цвета?
5. Какой формы? 6. Съедобные или несъедобный?
7. Что можно из него приготовить?


Лексика. Грамматика.                                                                                                           Грибы, ягоды.
Карточка №33.

Упражнение: «Веселый повар».

Цель: Учить образовывать относительных прилагательные, правильное использование форм родительного, винительного творительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Развитие навыков звукового анализа.
Ход: Если игра проводиться с целью совершенствования грамматического строя речи. То играющий закрепляет на подносе веселого повара маленькую картинку с изображением ягод или грибов, а логопед предлагает рассказать детям, какие блюда приготовить из данного продукта.
Если игра проводиться с целью дифференциации сонорных звуков, то из нее исключаются картинки с изображением вишни и сначала отрабатываются словосочетания: грушевое варенье, грушевый сок, ватрушка с грушевой  начинкой, плюшки с грушевым повидлом, грушевый компот и т.д. И только потом с этими словосочетаниями составляются предложения.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.                                                                                      Грибы, ягоды.
Карточка №34.

Упражнение: «Помоги ёжику»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов – названий лесных ягод.

Ход: на магнитной доске выставлены «Ёжики»- таблицы, с определённым количеством кружков (от 1 до 5). У педагога – стопка картинок с изображениями ягод. Он раздаёт по равному количеству картинок детям. Педагог предлагает угостить ежей ягодами с определённым количеством слогов в слове.  

















Развитие навыков языкового анализа и синтеза.                                                                                      Грибы, ягоды.
Карточка №35.

Упражнение: « Молчанка»

Цель: Развитие умение определять количество слогов в слове.
Оборудование: карточки с цифрами 1,2,3 у каждого ребенка.

Ход: логопед называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.
Слова подбираются в соответствии с лексической темой.
Судью можно выбрать из числа детей. Он отмечает ошибки детей,
Насчитывает штрафные очки.






Развитие навыков языкового анализа и синтеза.                                                                                      Грибы, ягоды.
Карточка №36.

Упражнение: «Что видел зайка».

Цель: Развитие умения осуществлять звуковой анализ.
Оборудование: к доске прикреплены картинки обратной стороной; на столе фигурка зайца.
Ход: Логопед говорит: Раз, два, три, четыре, пять –
                                               Вышел зайка погулять.
                                               Где зайчишка побывал?
                                               Что зайчишка повидал?
Логопед раздает детям картинки, предлагая называть предмет, на ней изображенный.  Дети анализирует состав слова (выкладывая звуковую схему слова). Если анализ сделан правильно, ребёнок получает картинку. Побеждает тот, у кого есть картинки.



















ЗАГАДКИ

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь кисло.
 (КЛЮКВА)

Под листом на каждой ветке.
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(ЧЕРНИКА)

Я красна, я кисла,
На болоте росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто       
со мной знаком?
 (КЛЮКВА)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
 (МАЛИНА)

Красивый, нарядный,
В шляпке парадной...
Сушить нам и жарить
Его не придется,
Пусть мухам на гибель
В лесу остается!
(МУХОМОР)

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь кисло.
(КЛЮКВА)

СТИХИ.

СЫРОЕЖКИ.                              ОПЯТА. 
После дождика подружки       На пеньке живет семья:
Поселились на опушке.           Мама, папа, брат и я.
Шляпки разноцветные,          Дом у нас один, а крыша
Самые заметные.                      Есть у каждого своя.
                     В. Мусатов.                            Н. Пикулева.
Загадки.

Шляпка красная в горошек,         Что за ребятки на пеньках              
Воротник на тонкой ножке.          Столпились тесной кучкой
Этот гриб красив на вид,              И держат зонтики в руках,
Но опасен ядовит.                          Застигнутые тучкой?
                         (Мухомор)                                        (Опята)

Под осинкой у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпа есть, нет головы.
                           (Подосиновик)
Загадки.

Возле леса на опушке,                 Вдоль лесных дорожек             
Украшая темный бор,                   Много белых ножек
Вырос пестрый, как петрушка,    В шляпках разноцветных,        
Ядовитый …                                  Издали заметных.
              (Мухомор)                       Собирай, не мешкай,
                                                        Это …
                                                                                (сыроежки)
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?   (Опята)

Кто носит шляпу на ноге?            (ГРИБ)

Под кустами,
Под листами
Мы попрятались в траву,
Нас в лесу ищите сами,
Мы не крикнем вам: “Ау!”              (ГРИБЫ)

Я под шапкою цветной      Стоял на крепкой ножке,
На ноге стоит одной.         Теперь лежит в лукошке.
У меня свои повадки:                                        (ГРИБ)
Я всегда играю в прятки.
 (ГРИБ)

На лесной полянке
Я все утро рос-
Под напев зорянки,
Говорок берез.
И шептали сосны
Ветру про меня:
- Быстро стал
Он взрослым - не прошло и дня.
 (ГРИБ)



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение