Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка внимательно слушать и различать неречевые
звуки.
2. Продолжать учить ребенка ориентироваться в «схеме
собственного тела», выполняя соответствующие инструкции.
3. Научить четко произносить звук [И].
4. Научить выделять звук [И] в начале и в конце слов в
ударной позиции.
5. Научить анализировать звуковой ряд из трех элементов.
Задание 1.
Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухового внимания).
Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза,
внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум
машины, шорох листьев...).
Задание 2.
Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать и выполнить инструкции:
Указательным пальцем левой руки покажи свой левый глаз.
Указательным пальцем правой руки покажи свое левое ухо.
Задание 3.
Знакомство со звуком [И].
Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать,
назвать первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуляцию звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:
- губки
— «в улыбке»;
- зубки
сближены, но не сомкнуты;
- язык
лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
- горлышко
«работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [И] перед зеркалом, затем
воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь
(губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его
обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом
звука [И]: ослик кричит: ИИИ...
Задание 4.
Фонетическое упражнение.
Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИИИИ... (произнести на плавном
длительном выдохе вслед за взрослым).
Задание 5.
Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные
звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит
звук [И]:
и, п, м, и, и, в, и...
Задание 6.
Взрослый называет слова, голосом выделяя звук [И]. Ребенок называет первый звук
каждого из этих слов, определяет место звука [И] в них и обозначает положение
звука [И] в словах с помощью карточки и красного кружка:
иволга, игры, ивушка, Ира, имя.
Задание 7.
Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в образовании множественного
числа имен существительных).
Утюг — утюги, сапог — ..., носок — ..., паук — ..., чулок —
..., замок — ..., комок — ...
Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом
из этих слов, выделив его голосом, обозначить место звука [И] в каждом слове с
помощью карточки и красного кружка.
Задание 8.
Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука
[И]:
Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.
Задание 9.
Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить ряд слов. Какой одинаковый
первый звук во всех этих словах?
Ира, индюк, игрушки, ива.
Задание 10.
Отгадать загадки, назвать первый звук в слове-отгадке.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает. (Иголка)
Что у елки вместо листьев? (Иголки)
Задание 11.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых
начинаются со звука [И].
Задание 12.
Выучить чистоговорки:
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.
Задание 13.
Прослушать стихотворение. Какой звук часто слышится в стихотворении? (Взрослый
голосом выделяет звук [И].) Провести пальчиковую гимнастику.
Индюк из города идет, - Пальчиками обеих рук «идут» по
столу.
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая —
Игрушка расписная. Г. Сатир
Задание 14.
Упражнение для развития координации речи с движениями (сначала ребенок хлопает
в ладошки, затем поднимает руки):
И раз, и два, и три — руки подними!
Задание 15.
Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки. В.
Ковшиков
На что еще похожа буква И?
Игры с буквой.
Задание 16.
Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.
Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить
на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После этого
ребенку предлагается выложить схему звукового ряда из красных кружков, а затем
выложить ряд из букв разрезной азбуки, прочитать, списать, написать печатными
буквами под диктовку взрослого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий