воскресенье, 10 сентября 2017 г.

Картотека по артикуляционной гимнастике Л, Л*






Артикуляционная гимнастика.


Цель: Развитие  артикуляционной моторики.
Подготовка  артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада  звуков
Л, Л*.







Упражнение № 1 «Наказать непослушный язык»
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки
«пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении
 при открытом рте под счет от одного до десяти.
Методические указания.
1.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном вы­дохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке
направленной воздушной струи.

Л, Л*.



Упражнение № 2
«Пароход гудит»

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы]
(как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.





Л, Л*.

Упражнение № 3

«Вкусное варенье»
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким.
3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».


Л, Л*.

Упражнение № 4
«Индюк»

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и
производить движения широким передним краем языка по верх­ней
губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Л, Л*.


Упражнение № 5
«Качели»

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, поло­жить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.
Потом поднять широкий язык за верхние зубы
(тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Л, Л*.


Упражнение № 6
«Лошадка»

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Л, Л*.

Упражнение № 7
«Беззвучно пощелкать кончиком языка»

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3.  Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.



Л, Л*.

Упражнение № 8

«Кучер»

Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют характерный звук: «тпру-у-у».
Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).        
Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.




Л, Л*.


Упражнение № 9

«Маятник»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание!
 1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.


Л, Л*.

Упражнение № 10

«Змейка»

Описание.
Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Обратите внимание! Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.




Л, Л*.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение