Цель: Развитие артикуляционной моторики.
Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звуков
Л, Л*.
|
Упражнение № 1 «Наказать непослушный язык»
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки
«пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении
при открытом рте под счет от одного до десяти.
Методические указания.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке
направленной воздушной струи.
Л, Л*.
|
Упражнение № 2
«Пароход гудит»
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы]
(как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Л, Л*.
|
Упражнение № 3
«Вкусное варенье»
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Л, Л*.
|
Упражнение № 4
«Индюк»
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и
производить движения широким передним краем языка по верхней
губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Л, Л*.
|
Упражнение № 5
«Качели»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.
Потом поднять широкий язык за верхние зубы
(тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Л, Л*.
|
Упражнение № 6
«Лошадка»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Л, Л*.
|
Упражнение № 7
«Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Л, Л*.
|
Упражнение № 8
«Кучер»
Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют характерный звук: «тпру-у-у».
Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.
Л, Л*.
|
Упражнение № 9
«Маятник»
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.
Л, Л*.
|
Упражнение № 10
«Змейка»
Описание.
Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).
Обратите внимание! Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.
Л, Л*.
|
воскресенье, 10 сентября 2017 г.
Картотека по артикуляционной гимнастике Л, Л*
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Избранное сообщение
-
Веселые стихи
Комментариев нет:
Отправить комментарий