Цель: Развитие физиологического и речевого дыхания, общих речевых навыков.
|
Упражнение № 1
РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.
Диафрагмальное дыхание лёжа.
Ребёнок ложится на спину, на ковёр; левую руку на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу.
По команде логопеда ребёнок вдыхает, выпячивает живот, и выдыхает, втягивая живот. Если упражнение у ребёнка не получается, то полезно производить усиливающее к концу выдоха легкое надавливание рукой на живот.
дыхание
|
Упражнение №2
РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.
Диафрагмальное дыхание лёжа.
Ребёнок ложится на спину, на ковёр; левую руку на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу.
По команде логопеда ребёнок вдыхает, выпячивает живот, и выдыхает, втягивая живот, при этом дети считают от 1 до 5.
дыхание
|
Упражнение №3
РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.
Диафрагмальное дыхание стоя.
Для правильной постановки тела вначале ребёнок дышит, прислоняясь затылком, спиной, пятками к стене. Ребёнок кладёт левую руку на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу.
По команде логопеда ребёнок вдыхает, выпячивает живот, и выдыхает, втягивая живот. Если упражнение у ребёнка не получается, то полезно производить усиливающее к концу выдоха легкое надавливание рукой на живот.
дыхание
|
Упражнение №4
РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.
Диафрагмальное дыхание лёжа.
Ребёнок ложится на спину, на ковёр; левую руку на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу.
По команде логопеда ребёнок делает глубокий вдох на три счёта, задерживает дыхание, медленно выдыхает на счёт от 1 до 5.
дыхание
|
Упражнение №5
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Ребёнок ложится на спину, на ковёр; левую руку на живот, а правую на грудь.
По команде логопеда ребёнок вдыхает, выпячивает живот, и выдыхает, втягивая живот. Счёт на выдохе от одного до пяти. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в лёгких всё время был запас воздуха.
дыхание
|
Упражнение № 6
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Ребёнок ложится на спину, на ковёр; левую руку на живот, а правую на грудь.
По команде логопеда ребёнок вдыхает, выпячивает живот, и выдыхает, втягивая живот. Счёт на выдохе от одного до пяти и обратно; добрать воздух – счёт до пяти; добрать воздух – счёт от пяти до одного. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в лёгких всё время был запас воздуха.
дыхание
|
Упражнение №7
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Ребёнок ложится на спину, на ковёр; левую руку на живот, а правую на грудь.
По команде логопеда ребёнок делает глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки:
При солнышке тепло,
При матушке добро.
Проговаривается спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в лёгких всё время был запас воздуха.
дыхание
|
Упражнение №7(2)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Ребёнок ложится на спину, на ковёр; левую руку на живот, а правую на грудь.
По команде логопеда ребёнок делает глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки:
Гуляю на балконе я –
Там, где цветёт бегония.
Проговаривается спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в лёгких всё время был запас воздуха.
дыхание
|
Упражнение № 8
РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА.
УПРАЖНЕНИЕ «Узнай овощ»
Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом. Рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем ребёнок с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.
дыхание
|
Упражнение № 9
РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЛАВНОГО ВЫДОХА.
УПРАЖНЕНИЕ «Осенние листочки»
На уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет.
Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек. (Повторяем 3-5 раз).
дыхание
|
Упражнение №11
РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА.
ИГРА «Пароходы»
На высоком столе – таз с водой. Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, что бы парус кораблика находился на уровне рта ребёнка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи, дули, держа губы трубочкой, не раздувая щек. Делаем 3-5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза
дыхание
|
Упражнение № 12
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Приятный запах»
Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т.п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
дыхание
|
Упражнение №13
РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЛАВНОГО ВЫДОХА.
УПРАЖНЕНИЕ С ДЫХАТЕЛЬНЫМ ТРЕНАЖЕРОМ.
Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребёнок выполняет упражнение стоя. Логопед следит, чтобы плечи ребёнка не поднимались. Ребёнок берёт конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует, не раздувая щек, так чтобы шарик поднимался, но не падал.
дыхание
|
Упражнение № 14
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
УПРАЖНЕНИЕ «Эхо»
Логопед показывает картинку: дети в лесу кричат «АУ!». Ребята деляться на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).
дыхание
|
Упражнение № 15
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ
УПРАЖНЕНИЕ «Укачаем куклу»
Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол.
Логопед показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а». (Повторяем 3-5 раз).
|
Упражнение № 16
РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.
Чтение стихотворения
А. Барто «Мячик»
Логопед читает стихотворение сам, чётко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребёнка; в заключении стихотворение декламируется хором.
|
Упражнение № 17
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.
УПРАЖНЕНИЕ «Лесенка» Пение гласных.
Логопед объясняет детям, что голос как бы поднимается и опускается по лесенке, показывает это детям. Дети выполняют упражнение вместе с логопедом, потом самостоятельно.
|
Упражнение №18
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
ИГРА «Кто кого?»
Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.
|
Упражнение № 19
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.
Проговаривание предложений типа:
У Иры и Инны игрушки.
У Ани и Ады апельсины.
Ира и Игорь играли
И т.п.
|
Упражнение № 20
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.
Проговаривание потешки «Солнышко» с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.)
СОЛНЫШКО.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
|
Упражнение № 21
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.
Проговаривание предложений типа:
Ася умывается.
Игорь играл.
Алла ушла.
Оля идёт. И т.п.
|
Упражнение №22
ВОСПИТАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.
Игра «Узнай по интонации»
Сначала логопед, а потом по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом нужно произнести с определённой интонацией коротенькие слова:
«Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой»,
«Ох-ох-ох» и т.п.
Дети отгадывают, кого изобразил говорящий.
|
Упражнение № 23
РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.
Проговаривание потешки.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
|
Упражнение № 24
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЁРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.
Проговаривание предложений типа:
Аня утром умывалась.
Ира убрала игрушки.
У Ивана апельсин.
И т.п.
|
Упражнение № 25
РАБОТА НАД ЧЁТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.
Проговаривание потешки:
Хохлатые хохотушки
хохотом хохотали.
|
Упражнение № 26
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Вьюга»
Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга.
Логопед: Вьюга начинается.
Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть:у-у-у...
Логопед: Сильная вьюга.
Дети усиливают силу голоса.
Логопед: Вьюга затихает.
Дети уменьшают силу голоса.
Логопед: Вьюга кончилась.
Дети затихают.
|
воскресенье, 10 сентября 2017 г.
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Избранное сообщение
-
Веселые стихи
Комментариев нет:
Отправить комментарий