Коррекционно-развивающие
задачи.
- Научить
ребенка узнавать музыкальные инструменты по звуку.
- Подготовить
ребенка к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой
«Репка».
- Научить
ребенка четко произносить звук [У].
- Научить
выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.
- Сформировать
понятия «звук», «буква».
Задание 1.
Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие
слухового внимания).
Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном
инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми
глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.
Задание 2.
Дидактическое упражнение «Репка».
Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе
с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется
в пассивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие понятия:
первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.
Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку
первым! Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и
Жучкой? и т. д.
Задание 3.
Знакомство со звуком [У].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши,
улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом
первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой
одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»
Взрослый сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и
объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:
- губки
вытянуты вперед трубочкой;
- зубки
не смыкаются;
- горлышко
«работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на
горлышке).
После показа и объяснения взрослого ребенок правильно
произносит звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без
голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает
ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении
звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для
обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.
Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на
луну: УУУУ...
Задание 4.
Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном
выдохе:
волк воет: уууууууууу... поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и
ослаблением силы голоса:
поезд приближается: ууууУУУУУУ... поезд удаляется: УУУУууууу...
в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз,
сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в
ладошки тогда, когда услышит звук [У]:
у, п, у, к, в, у, у...
Задание 6.
Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:
имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля,
Алена;
лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]:
усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее
слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом
в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в
начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с
помощью карточки и красного кружка.
Задание 7.
Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его
договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может... (удочка)
Задание 8.
Взрослый загадывает ребенку загадки, а ребенок отгадывает их, при этом четко
называя первый звук в каждом слове-отгадке.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка)
Задание 9.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых
начинаются на звук [У].
Задание 10.
Выучить чистоговорки:
У-у-У — губы хоботком тяну.
У-У-У — Дай трубу.
у.у-у - всех детей зову.
Задание 11.
Упражнения для координации речи с движениями.
Взрослый читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и
просит ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем
ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения.
У опушки две старушки... - Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух - Приседает. Е. Благинина
Сидит ворон на дубу - Ребенок имитирует игру на дудочке.
И играет во трубу:
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»
Задание 12.
Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и
произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать.
После этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания
графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить
стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».
У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке. О. Гофман
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще
похожа буква У?» (на рогатку, галочку...); поиграть с пальчиками:
Зайки белые сидят
И ушами шевелят
Вот так, вот так.
(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы —
вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным
пальчиками);
Провести игры с буквой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий