АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
(для картотечного планирования)
Комплекс артикуляционной
гимнастики для звуков С, С*, З,З*,Ц
Упражнение № 1
«Загнать мяч в ворота»
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на
ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками.
Методические
указания.
1. Следить, чтобы не
надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не
допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
С, С*, З,З*,Ц
|
Упражнение № 2
«Наказать непослушный язык»
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на
нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки
«пя-пя-пя». Удерживать
широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до
десяти.
Методические
указания.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и
натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются
уголков рта.
3. Похлопывать язык губами
надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при
этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести
ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет
отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной
воздушной струи. С,
С*, З,З*,Ц
|
Упражнение № 3
«Сделать язык широким» «Лопата»
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет
от одного до 10.
Методические
указания.
1. Губы не растягивать в
сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не
подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык
далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка
должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не
получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
С, С*, З, З*, Ц
|
Упражнение № 4 «Кто
дальше загонит мяч?»
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на
противоположный край стола.
Методические
указания.
1. Нижняя губа не должна
натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы воздушная
струя была узкая, а не рассеянная.
С, С*, З,З*,Ц
|
Упражнение № 5
«Почистим зубы»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и
кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из
стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические
указания.
1. Губы неподвижны,
находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из
стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему
краю зубов.
3. Двигая языком снизу
вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней
нижних зубов.
С, С*, З,З*,Ц
|
Упражнение № 6.
«Пожевать язык»
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
Варианты: 1. Покусывать
кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его
постепенно вперёд-назад.
Обратите внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние
зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является
базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, вы
осуществляет само массаж языка.
С, С*, З,З*,Ц
|
Упражнение №7 «Мостик» («горка»)
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить
за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком
положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание! Если затрудняется выполнить данное упражнение,
предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки»
положение.
С, С*, З,З*,Ц
|
Упражнение № 8 «Ветер
дует с горки»
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык
«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен
быть холодным.
Обратите внимание!
1. Для контроля воздушной
струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.
2. Если, не меняя положения
языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у
ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».
С, С*, З,З*,Ц
|
Упражнение № 9.
Подъем языка за верхние зубы.
Описание. Открыть рот, язык как при упражнении «узкий язык»,
затем кончик языка заводим за верхние зубы.
Обратите внимание! Челюсть
неподвижна, двигается только язык.
С, С*, З,З*,Ц
|
Артикуляционная
гимнастика.
Цель: Развитие
артикуляционной моторики.
Подготовка артикуляционного
аппарата к формированию правильного уклада звуков.
Развитие общих речевых
навыков.
Формирование правильного
речевого дыхания.
Работа над просодической
стороной речи.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий