Коррекционно-развивающие задачи.
- Научить
ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем
напротив человеке.
- Научить
ребенка определять направление звука в пространстве.
- Научить
четко произносить звук [А].
- Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
Задание 1.
Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и
показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит
ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После
этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему
предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного
тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком
человеке, а затем — и на сидящем напротив.
Задание 2. Дидактическое
упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания). Ребенок
закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать,
откуда слышен звук.
Задание 3.
Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и
просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале
всех этих слов?»: август, аист, адрес.
Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет
артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
- губки
в спокойном состоянии;
- ротик
открыт широко;
- язычок
спокойно лежит во рту;
- горлышко
«работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на
его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а
затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку,
что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает
преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а
также символ звука [А]-девочка укачивает куклу и поет ей:ААА...
Задание 4. Фонетические
упражнения. Взрослый просит ребенка:
показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за
взрослым на плавном длительном выдохе);
что просит сказать врач, когда осматривает горло? —
А-А-А...(вслед за взрослым, отрывисто);
самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз
взрослый хлопнет в ладоши.
Задание 5.
Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается
на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном.
Задание 6.
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет
соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя
в нем голосом ударный слог.
Он большой, - Руки — полукругом перед собой.
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. - Поглаживает правой рукой
животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
Задание 7.
Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Задание 8.
Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место
звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.
Август, аист...; рука, лиса, пила.
Задание 9.
Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового
круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...;
фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...;
имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...
Задание 11.
Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога.
Задание 12.
Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук
часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения,
начинающиеся на звук [А].
- Что везешь, Автомашина? При
перечислении фруктов
- Все, что есть на букву А: ребенок
правой рукой
Вот арбузы, апельсины, последовательно загибает
Абрикосы и айва.
пальчики левой руки. Г. Сатир
Задание 13.
Упражнение для пальчиков:
Мы делили апельсин; - На каждое слово сжимают пальцы рук
Много нас, а он один - в кулачок.
Эта долька — для ежа, - Левой рукой поочередно загибать
пальчики правой руки.
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Задание 14.
Упражнение для развития координации речи с движениями:
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
- Топай правою ногой, (Дети
выполняют движения
Топай левою ногой,
в соответствии с текстом.)
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой! И.
Токмакова
Задание 15.
Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она. В.
Ковшиков
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой
руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки
образует «поясок».
Игры с буквой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий