воскресенье, 10 сентября 2017 г.

Картотека по артикуляционной гимнастике Р.РЬ






Артикуляционная гимнастика.


Цель: Развитие  артикуляционной моторики.
Подготовка  артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада  звуков  Р, Р*.




Упражнение № 1
 «Чьи зубы чище?»

Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1.  Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.




Р, Р*.


Упражнение № 2
 «Маляр»

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.





Р, Р*.

Упражнение № 3 
«Барабанщики»

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания.
1.Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара - не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Р, Р*.

Упражнение № 4

 «Толстячки – худышки»

Описание: Поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Обратите внимание! Губы сомкнуты.








Р, Р*.

Упражнение №  5

«Шарик»

Описание:
Ребёнок в спокойном темп, поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Обратите внимание!
Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону. 





Р, Р*.

Упражнение № 6
«Самовар»

Описание. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося:  «Пых!»
Усложнение:
1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»).
2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.


Р, Р*.

Упражнение № 7

Язык узкий.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.        

Обратите внимание!
Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.






Р, Р*.

Упражнение № 8. 
Язык широкий.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10.
Обратите внимание!
1. Губы растянуты в улыбке.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»


Р, Р*.

Упражнение № 9.

Чередование широкого и узкого языка.
Обратите внимание! (Широкий язык)
1. Губы растянуты в улыбке.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Обратите внимание! (Узкий язык)
Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.


Р, Р*.

Упражнение № 10.
«Вкусное варенье»

Описание:
 Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким.
3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».


Р, Р*.

Упражнение № 11.

«Загнать мяч в ворота»

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания.
1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2.  Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.




Р, Р*.

Упражнение № 12.

 «Индюк»
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и
производить движения широким передним краем языка по верхней
губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
 Р, Р*.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение