Коррекционно-развивающие
задачи.
1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от
других своей слоговой структурой.
2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С], дифференцировать
их на слух и в произношении.
3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции,
следить
за изменением смысла слова с
изменением в нем одного звука.
4. Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении.
5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество
слов.
6. Учить анализировать слова и предложения.
Задание 1. Взрослый
предлагает ребенку внимательно прослушать .ряд слов и назвать слово, которое
отличается от остальных по своему слоговому составу:
совок — гном — венок — каток,
пятка — ватка — кот — кадка, ветка — корова — клетка — сетка, каток — дом —
моток — поток.
Задание 2. Знакомство со звуком [С].
Прослушать скороговорку (звук
[С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на
санках.
Санки — скок, Саньку — с ног,
Сонька — бух в сугроб!
Взрослый показывает перед
зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [С]:
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка
прижаты к верхним зубам;
— холодный воздух идет по центру язычка
(рука для контроля у рта);
— горлышко «молчит».
Символ звука: папа поливает
огород из шланга: ССССС... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный
(язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: С,
С, С, С, ... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Задание 4. Дидактическое
упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
с, п, м, с...; са, ма, ва,
су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис;
ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.
Повторить за взрослым серию слогов
с выделением голосом какого-нибудь слога:
са-са-со, су-су-су...
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи
наоборот»:
са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст,
аст-ста...
Задание 7. Закончить слово слогами:
СА: ли..., ко..., кляк...,
ро..., плак...;
СЫ: о..., у..., бу..., ко...,
ве..., ча....;
СОК: пе..., ку..., но...,
ле..., воло..., коло..., голо...
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в
отгадках.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки.
(Стол)
Белый камень во рту тает.
(Сахар)
Задание 9. Из ряда
нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить
место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое
короткое слово.
Задание 10. Найти лишнее
слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать
карточку и синий кружок:
санки, сова, лес, суп; носок,
кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.
Задание 11. Вспомнить как можно
больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение
каждого предмета:
самовар, сковородка,
скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница,
салатница.
Задание 12. Дидактическое
упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В
каком слове звук [С] встречался два раза?
Листопад (падают листья),
снегопад — ..., пылесос — ..., самокат — ..., самолет — ..., садовод — ...,
лесовод — ...
Задание 13. Дидактическое
упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение».
Заменить первый звук в слове
на звук [С]:
мало — сало, Клава — ...,
Тоня — ..., бок — ..., дом — ..., лук — ..., мода — ...
Заменить последний звук в
слове на звук [С]:
бак — бас, Рим — ..., лев —
..., нож — ..., труд — ..., голод — ...
Заменить третий звук в слове
на звук [С]:
лапка — ласка, марка — ...,
парта — ..., сопка — ..., качка — „., дочки — ...
Задание 14. Взрослый
предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится?
Тройка (стройка), наряд —
..., клад — ..., мех — ..,, мешок — ... Задание 15.
Выучить чистоговорки:
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су —- не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Со-со-со — у Сони колесо.
Ас-ас-ас — я пью квас.
Ос-ос-ос — у собаки нос.
Ис-ис-ис — я ем рис.
Ус-ус-ус — я ем мусс.
Аска-аска — у Сони маска.
Оска-оска — у Сони соска.
Иска-иска — у Сони миска.
Уска-уска — у Сони блузка.
Задание 16. Знакомство со звуком [С].
Символ звука: тонкая струя
воды течет из крана: сьсьсъ... (см. цветную вклейку). Характеристика звука:
согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 17. Дидактическое
упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
сь, пь, мь, сь...; ся, мя,
пи, си...; ась, апь...; Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...
Задание 18. Повторить за
взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах?
Синий, селедка, синица, сито,
сетка.
Задание 19. Из ряда
нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить
место звука [С'] в каждом из слов, составить с каждым словом предложение.
Задание 20. Выучить чистоговорки:
Ся-ся-ся — мы видели гуся.
Се-се-се — еду на гусе.
Си-си-си — сено принеси.
Ась-ась-ась — плывет карась.
Задание 21. Дифференциация звуков [С] — [С¢]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
са-ся, ся-са, ..., ас-ась,
ась-ас...
Закончить слово подходящим
звуком ([С] — [С¢]):
гу..., но..., поя..., ло...,
голо...
Повторить за взрослым серию
слогов:
са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся,
ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.
Назвать лишнее слово в ряду
(по наличию звуков [С] и [С¢]):
санки, синий, сумка, сова;
лось, гусь, весь, нос.
Дидактическое упражнение
«Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С¢]).
Дидактическое упражнение
«Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на
появление звука [С] в образованном слове):
нос — носик, пес — ..., кокос
-…, насос -…, сосна — ..., коса — ..., ананас — ...
Составить предложения со
словом Сима (Соня). Распространить предложения. Сосчитать количество слов в
каждом из них. Назвать первое и последнее слово в предложении. Например:
Соня пьет сок. Соня пьет
томатный сок. Соня пьет свежий томатный сок. Соня пьет вкусный свежий томатный
сок.
Выучить скороговорки;
У Сени и Сани в сетях сом с
усами.
У осы — не усы, не усищи, а
усики.
Задание 22. Знакомство с предлогами с, со.
Взрослый предлагает ребенку
выполнить задания; поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку
вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает.
Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет
их значение и графическое изображение.
Назвать предлог в
предложениях:
Катя встала со скамейки. Маша
пьет чай с печеньем.
Вставить нужный предлог в
предложениях (с, со):
Я взял ... стола чашку.
Мальчик несет сумку... книгами.
Составить предложение из
слов:
Соня, земля, листья,
поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с; Вася, осенние, земля,
листья, поднимать, с; Соня, скамейка, встала, со.
Задание 23, Знакомство с буквой С.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков:
указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал. Игры с буквой.
Задание 24. Звуко-слоговой
анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание из букв разрезной
азбуки, чтение, списывание.
Сима, сок, стакан, стаканы.
Чтение, списывание
предложений, подсчет количества слов в предложениях, нахождение предлога и
определение его места в предложении:
Вот Сима. У Симы стакан. У
Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий