пятница, 8 декабря 2017 г.

Занятие «Посуда»


 Цели: уточнить с детьми названия посуды;
уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффик­сами, пpилaгaтельныe от существительных; согласовывать числи­тельные с существительными; составлять предложения с предлога­ми; активизировать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал -посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал -сюжетные кар­тинки.
Ход занятия
I. Организационный момент
-Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множествен­ное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, ста­кан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д. Например: чашка - чашки, бокал -бокалы и т .д.
2. Беседа о посуде
-Как одним словом можно назвать все эти предметы? (По­суда.)
-Какие предметы посуды вы еще знаете?
-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для eды? (Ложка, вилка, нож.)
-В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, проти­вень и т.п.)
-Как называется эта посуда? (Кухонная.)
-Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)
-Как называется эта посуда? (Чайная.)
      -А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая.)
-Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарел­ка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д)
Выставляются предметы посуды:
а) кастрюля с крышкой.
-Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крыш­ка, ручки.)
(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)
б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин.
3. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»
а) Чайник - стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.
     б) Сахарница - кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.
в) Кастрюля - закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.
г) Чашка -пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.
Логопед выставляет картинки с изображением посуды. - Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла?
Значит, они какие? (Металлические.)
(из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, де­рева, чугуна, глины и т.д.)
4. Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,                  Дети «надувают» живот,
                                                                                  одна рука на поясе, другая
Очень важный, как начальник.                        изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки,                                 Приседают, одна рука на поясе,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,                                 Кружатся, рисуя руками круг 
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,                             Потягиваются, руки вверх,
Голова на тонкой ножке.                             сомкнуть над головой,
Вот пластмассовый поднос                      делают большой круг.
Он посуду нам принес,
(Н. Нищева)
5. Игра с мячом
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка -чашечка, ложка -ложечка и т.д.
Дидактическая игра «Сосчитай».
Составление предложений по сюжетным картинкам с исполь­зованием предлогов.
6. Рассказ логопеда
Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная, Русская национальная посуда так и осталась деревян­ной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фа­янсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бе­режно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и про­падет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вы­тирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки осво­бождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
7. Итог занятия.
 Материал для закрепления
I. Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение. Составить и записать описательный рассказ о чайнике, кастрюле по плану: название; внешние признаки; из чего сделана; назначение.
П. Грамматический строй речи и словообразование.
!. Образование единственного и множественного числа суще­ствительных именительного и родительного падежей.
Например: кофейник - кофейники  - кофейников и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных.
Например: миска - мисочка и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например: сковорода из чугуна, чашка из фарфора , солонка из дерева, хлебница из железа, стакан из стекла.
4. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
5. Согласование cущecтвительных с притяжательными местоиме­ниями моя, мое, моя, мои.
      6. Составить предложения с предлогами: в, на, из, со, около, между.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение