воскресенье, 24 декабря 2017 г.

Занятие «Зима»


Цель. Расширять знания детей о зимних явлениях.
Развивать навык словообразования (образование сущ. с умень­шительно-ласкательными суффиксами). Прививать любовь к по­этическому слову, любовь к природе. Развивать зрительное вос­приятие. Словарь. Узорная, хрупкая, чистая, смелая, высь лазурная, хру­стальная, таять.
Предварительная работа. Наблюдение за снежинками на прогул­ке: за формой и свойствами (тает от тепла). Рассматривание иллю­страций, вырезание из бумаги разнообразных по форме снежинок.
Материал: Текст стихотворения, фишки в форме снежинок.
Ход занятия:
- Какое сейчас время года?
И/у «Назови как можно больше красивых слов».
Детям следу­ет ответить на вопросы: погода какая? Солнце какое? Снег какой? День какой? Небо какое? Зима какая?
За ответы раздаются фишки-снежинки.
Чтение стихотворения Н. Елкиной.
Легкая, узорная звездочка - малюткa,
Ты лети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
- 0 чем эти строки? (О снежинке.)
I. Чтение стихотворения.
-Послушайте, как описывает снежинку русский поэт К. Баль­монт (читает в сокращении).
2. Беседа по содержанию стихотворения.
-Как называет поэт снежинку?
-За что называет ее смелой?
-Куда стремится снежинка?
-Почему он называет снежинку звездой кристальной? (Воспитатель дополняет ответы детей строками из стихотво­рения.)
4. Повторное чтение стихотворения.
5. Чтение стихотворения детьми (воспитатель помогает строч­ками стихотворения).
Физкультминутка.
П/и «Снежинки» (чтение стихов В. Волиной, сопровождаемое движениями) .
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ­
Получается снежок.
И/у «Скажи ласково».
Зима... (зимушка), снег... (снежок), звезда... (звездочка), до­рога... (дороженька), снежинка... (снежиночка), Пушинка... (пу­шиночка).
И/у «Путаница».
Предъявляется картина «Зима», на которой есть отдельные при­знаки другого времени года. Дети объясняют, что перепутано.
ИTOГ.
-Какое стихотворения вы сегодня выучили?
-Назовите автора.  Зaдaниe на дом. Нарисовать снежинку.

Занятие №                                                                                             Развитие речи                                                                                
«Зима»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множествен­ного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составле­нии предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.

Обоpyдованиe: демонстрационный материал - картинно-графи­ческий план.

Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед называет цепочку слов, дети добавляют слова о зиме:
Снег, почки, куст.
Цветы, снежинка, мороз.
Дождь, капель, сосулька.
Снегопад, проталина, листопад.
Оттепель, зима, подснежник.
Листья, грибы, вьюга, ягоды.
2. Беседа о зиме
-Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (О зиме.)
- Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)
- Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрус­тит, висят, скрипит?
- Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой» ? (Морозный.)
-Слово «холод» - на вопрос «какое»? (Холодное.)
-Слово «снег» - на вопрос «какая»? (Снежная.)
-Cлово «лед» - на вопрос «какие»? (Ледяные.)
- Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер...),
«холодное» (утро, солнце, небо...),
«снежная»  (улица, горка...),
«лeдяныe» (горки, реки, озера...).
3. Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану
4. Физкультминутка
Выпал беленький снежок.                               Дети становятся в круг.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег.                                  Машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.                        «ловят».
Руки в стороны, по швам -                             Разводят руки в сторону,
Снега хватит нам и вам.                                  опускают по швам.
5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
-Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай­те поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, свя­занные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ...(Снег.)
С неба все скользят пушинки ­
Серебристые ...(Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается ...(Снежок.)
Вот веселье для ребят ­
Все сильнее ...(Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...(Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ...(Снеговик.)
Рядом снежная фигурка ­
Эта девочка........... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри ­
С красной грудкой ...(Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ...(Снег.)
-Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)
-На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)
6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Снег- снежок, ветер - ...,
Мороз - ..., сугроб - ...,
холод - ..., лед - ...и т.д.
7. Образование родительною падежа
-Как называется явление природы, когда падает снег? (Сне­гопад.) А нет чего?
-Снег. А нет ...(снега).
-Вьюга. А нет ...
-Метель. А нет ...
-Сугроб. А нет ...
-Лед. А нет ...
8. Дидактическая игра «Составь предложение»
Снег, белый, выпал, пушистый.
Холодная, зима, наступила, снежная.
Из, дети, горку, снега, сделали.
Дорожки, ребята, от, чистят, снега.
Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.
9. Рассказ о зиме
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снега­ми, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми обла­ками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сы­пучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спо­койно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около раз­личных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят го­лые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На дере­вьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцвет­ный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и живот­ным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушис­тая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, на­сыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.
С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теп­лее, чем одевались осенью. и все: люди, животные, птицы – ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.
10. Итог занятия
- О каком времени года говорили на занятии?
- Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.

Материал для закрепления
I. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать призна­ки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого вре­мени года наступает зима и какое время года наступает после зимы.             Вспомнить с детьми зимние развлечения, Составить рассказ о зиме.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Подобрать эпитеты к словам.
Снег (какой?) - белый, рассыпчатый, холодный и т.д.,
      лед- ..., день зимой....... , ночь зимой.....
2. о чем можно сказать?
Ударили, хрустит, бушует, замерзли, скрипит, метут, висят,
      о чем можно сказать?
      Морозный..... , холодное..... , снежная..... , ледяные....
3. Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос ­какой (-ая, -ое, -ие)?



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение