Цели: Уточнить название мебели, ее составные
части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для
спальни;
образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную
форму существительных, прилагательные от существительных; подбор
слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными; составлять
предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам; развивать
внимание, память.
Оборудование:
демонстрационный
материал - картинки с изображением мебели и материал, из которого она
изготовлена.
Ход занятия
I. Организационный момент
-Сядет тот,
кто назовет лишний предмет:
слива - груша
- шкаф;
воробей - ворона
- стол;
свитер - пальто
- кровать;
баклажан - кабачок
- полка;
трамвай - автобус
- тумбочка;
тополь - береза
- стул;
кукла - неваляшка
- кресло;
тарелка - половник
- диван.
2. Беседа о мебели
Мы с вами
живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире? (Прихожая, гостиная,
спальня, кухня, детская.)
-Какая
мебель стоит у вас в гостиной? (Стенка, гарнитур, стол. стулья, диван,
тахта, софа, журнальный столик, кресла, тумбочка, сервант, шкаф, книжные полки.)
Аналогично дети называют мебель,
которая стоит в спальне: спальный гарнитур, кровать, пуфик, шкаф для одежды,
тумбочка, трюмо, трельяж. Кухонная мебель - кухонный гарнитур, навесные шкафы,
тумбовые столы, обеденный стол, табуретка, стулья. )
-Мебель - это предметы, изготовленные в основном из дерева
или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.
Логопед выставляет картинки: шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Уточняются составные части данной мебели.
3. Дидактические игры на внимание «Чего не стало?», «Что изменилось?»,
«Запомни и назови?»
Дети
отвечают на заданные вопросы и берут себе картинку.
4. Дидактические игры «Скажи ласково», «Скажи наоборот»
Шкаф - шкафчик,
Стул - стульчик
и т.д.
Старая - новая,
тяжелая - легкая,
старинная -
современная, модная,
большая - маленькая,
взрослая
-детская,
мягкая - жесткая,
грязная - чистая
и т .Д.
5.
Физкультминутка
6.
Беседа о мебели по
картинкам
Логопед
выставляет карточки с изображением мебели и материала, из которого она
изготовлена.
Шкаф - дерево.
Какой шкаф?
Стол - стекло.
Какой стол?
Стул
-пластмасса. Какой стул?
Кресло
-кожа. Какое кресло?
Диван
-велюр. Какой диван?
Мебель для
кукол. Какая мебель?
Мебель для
спальни. Какая мебель?
Мебель для
кухни. Какая мебель?
Мебель для
гостиной. Какая мебель?
Про какую мебель можно сказать: деревянная (-ый, -ое,
-ые)?
7. Составление предложений с предлогами по опорным
картинкам
8. Составление рассказа «Как
изготовляют мебель»
Логопед предлагает детям составить рассказ, используя
набор слов: росло дерево, спилили, фабрика, распилили, доски, выпилили,
сколотили части, покрыли лаком, просушили, мебельный магазин, продать, купить,
доставить.
9. Итог
занятия
-Какую
мебель можно поставить в спальню, гостиную, кухню, детскую?
Материал для закрепления
I.
Уточнить название видов мебели, ее составных частей, назначение. Различать
мебель: кухонную, столовую, гостиную, мебель для спальни. Уметь описывать:
стол, стул, диван, шкаф.
II.
Грамматический строй речи и словообразование.
1.
Образование существительных единственного и множественного числа именительного
и родительного падежей.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных..
3. Согласование числительных с существительными.
4. Образование пpилaгaтельных от
существительных.
Кровать из дерева........
Стол из стекла...........
Стул из пластмассы..........
Кресло из велюра.........
Мебель для кукол........... и т.д.
5.
Согласование прилагательных с существительными.
-Про что
можно сказать: деревянная, деревянное, деревянный, деревянные? кукольная,
кукольный, кукольное, кукольные?
6. Подбор
слов-антонимов.
Большой
стул.....
Высокий
стол.....
Широкая
кровать...
Мягкое
кресло.....
Тонкая
ножка......
Длинная
полка....
7.
Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, около, над, между.
Придумать предложения с этими предлогами и записать в тетрадь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий