Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить
ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить
звукокомплексы различным по силе голосом.
2. Учить
ориентироваться на листе бумаги.
3. Научить ребенка
четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференцировать их на слух и в
произношении.
4. Учить
ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.
5. Познакомить
ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.
6. Учить
анализировать и преобразовывать слова.
7. Продолжать
учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.
Задание 1. Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие
слухового внимания и силы голоса).
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко
находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по
силе голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака; АВ (громко), ав-ав
(тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.
Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе
бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа
бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол,
в левый нижний угол листа и т. д.
Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением
дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук
[Н] выделяется голосом).
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуляцию звука [Н]:
— губки
свободны;
— зубки
видны, но не сомкнуты;
— язычок
кончиком прижат к верхним зубам;
— воздух
проходит через носик;
— горлышко
«работает».
Символ звука: погоняем лошадку: «Но...» (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение:
синий кружок с колокольчиком.
Задание 4.
Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...»
Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».
Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь
звук [Н]»:
н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа,
Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.
Задание 6. Повторить
за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и
воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя
последовательности прослушанных слов.
Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных
предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н],
определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и
синий кружок с колокольчиком).
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названии которых есть звук [Н].
Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку,
носки и т.д.
Задание 11. Выучить чистоговорки:
На-на-на — лампа у окна.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Он-он-он — телефон.
Ан-ан-ан — это барабан.
Ин-ин-ин — это магазин.
Задание 12.
Знакомство с предлогами на, над.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить
куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет
значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает:
«Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой
одинаковый предлог во всех этих предложениях?» {На)
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия:
поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет
значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал?
Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?»
(Над)
Составить предложения по картинкам:
Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле). Солнышко
светит... (над домом). Птица пролетает... (над деревом)...
Выбрать нужный предлог (на, над):
Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване. Составить
предложения по опорным словам.
Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.
Задание 13.
Знакомство со звуком [Н'].
Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод,
небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»... (см.
цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение:
зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Н']»:
нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...; Нина, нитки, Кира,
плетень, Вика, студень, огонек, собака.
Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в
названии которых есть звук [Н'] и определить место звука в каждом слове (при
затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание 16. Вклеить
в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук
[Н'].
Задание 17. Выучить
чистоговорки:
Ни-ни-ни — звонок, звони.
Ень-ень-ень — теплый день.
Задание 18.
Дифференциация звуков [Н] — [Н'].
Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок,
небо.
Назвать последний звук в словах: стакан, диван, день,
плетень, телефон, студень, карман...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня —
на-на-на; не-...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга не могут. (Ноги)
Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н']):
ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу,
назвать в них первый звук:
налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ...,
вы-сушить — ...
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате»
(вспомнить слова со звуками [Н] и [Н']).
Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги
на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н'].
В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога
рог. Катя порвала нитку.
Задание 19.
Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Н? Игры с буквой.
Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков,
выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку
печатными буквами).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово
«Ната»? и т.д.
нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...
Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом
у.
НАТА И НИНА
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у
Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.
Комментариев нет:
Отправить комментарий