пятница, 8 декабря 2017 г.

Звуки [Н], [Н']; [Н] - [Н']. Буква Н - занятие


Коррекционно-развивающие задачи.

1.            Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.
2.            Учить ориентироваться на листе бумаги.
3.            Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4.            Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.
5.            Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.
6.            Учить анализировать и преобразовывать слова.
7.            Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

Задание 1. Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака; АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.

Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.

Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:
—           губки свободны;
—           зубки видны, но не сомкнуты;
—           язычок кончиком прижат к верхним зубам;
—           воздух проходит через носик;
—           горлышко «работает».
Символ звука: погоняем лошадку: «Но...» (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание   4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:
н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Задание  6. Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].

Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.

Задание   11. Выучить чистоговорки:
На-на-на — лампа у окна.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Он-он-он — телефон.
Ан-ан-ан — это барабан.
Ин-ин-ин — это магазин.

Задание   12. Знакомство с предлогами на, над.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» {На)
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)

Составить предложения по картинкам:
Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле). Солнышко светит... (над домом). Птица пролетает... (над деревом)...
Выбрать нужный предлог (на, над):
Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване. Составить предложения по опорным словам.
Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.

Задание   13. Знакомство со звуком [Н'].
Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']»:
нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...; Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н'] и определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание   16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н'].

Задание   17. Выучить чистоговорки:
Ни-ни-ни — звонок, звони.
Ень-ень-ень — теплый день.

Задание   18. Дифференциация звуков [Н] — [Н'].
Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо.
Назвать последний звук в словах: стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н']): ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:
налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., вы-сушить — ...

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н']).
Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н'].
В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку.

Задание   19. Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков

На что еще похожа буква Н? Игры с буквой.

Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.
нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...
Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.
НАТА И НИНА
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение