Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить
ребенка выделять элемент ритмического рисунка ударением.
2. Развивать
у ребенка динамический праксис.
3. Научить
ребенка четко произносить звуки [Б], [Б'], дифференцировать их на слух и в
произношении.
4. Научить
ребенка делить на слоги двух-трехсложные слова без стечения согласных.
5. Продолжать
учить подбирать родственные слова к заданному слову.
6. Учить
звуковому анализу слов.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай и повтори»
(развитие слухового внимания).
Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два
раза — слабо (ритмический рисунок ! !!), а ребенок должен повторить, выделив
силой удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться, например:
!! !, !! ! и т.д.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Делай, как я» (развитие
координации движений рук).
Ребенок по образцу (сначала вместе со взрослым, а потом
самостоятельно) выполняет следующие движения руками одновременно: правая рука —
кулак, левая рука — ладонь и т. д.
Задание 3.
Знакомство со звуком [Б].
Взрослый произносит предложение (голосом выделяет звук [Б])
и спрашивает у ребенка, какой звук часто в нем слышится:
У барана Бубы болят зубы...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуляцию звука [Б\:
— губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом
воздуха;
— горлышко «работает».
Символ звука: стук большого барабана: ББББ... (см. цветную
вклейку)
Характеристика звука:
звук согласный (губки создают преграду воздуху) твердый, звонкий.
Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4.
Фонетическое упражнение. Мальчик упал с санок — бух! бух!
Задание 5.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Б]»:
д, т, б, б...; да, ба, ду...; баран, корова, бык, забор,
сорока...
Задание 6. Взрослый
предлагает ребенку повторить за ним ряд слогов, голосом выделяя ударный:
ба-ба-ба-ба, бы-бу-бо-ба...
Задание 7.
Договорить в словах последний слог:
БА: вер..., из..., гу..., тру..., стрель..., борь...; БЫ:
тру..., гу..., клум..., тум..., из...
Задание 8. Подобрать
слова к первому слогу:
БА: -тон, -гаж, -лет...; БУ: -кет, -мага, -тылка, -тон...;
БО: -ря, -бик...
Задание 9.
Дидактическое упражнение «Веселый мяч».
Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает
слова по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):
бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки...
Задание 10. Работа с
картинками (при затруднении использовать карточки и синий кружок с
колокольчиком).
Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в начале
слова. Выбрать картинки, в названии
которых звук [Б] стоит в середине слова.
Задание 11. Ребенку
предлагается вспомнить слова со звуком [Б] самостоятельно, определить место звука [Б] в
словах.
Задание 12.
Подобрать родственные слова к слову: баба — бабушка, бабуля...
Задание 13. Выучить
чистоговорки:
Ба-ба-ба — новая труба.
Бу-бу-бу — взяли мы
трубу.
Бы-бы-бы — нет трубы.
Задание 1 4.
Знакомство со звуком [Б'].
Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.
В дупле живет
Да орешки грызет. (Белка)
Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь... (см.
цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение:
зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 15.
Фонетическое упражнение. Баран блеет: беее...
Задание 1 6. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [Б']»:
бь, дь, ть, бь...; бя, бе, ди, те...; кошка, бегемот, бизон,
корова, обида...
Задание 17. Повторить
за взрослым ряд слогов, голосом выделяя ударный:
бя-бя-бя-бя; бя-бе-бю-би...
Задание 1 8. Из ряда картинок выбрать только те, в названии
которых есть звук [Б'].
Задание 19.
Дифференциация звуков [Б] — [Б'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь
звук [Б']»:
б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...
Определить на слух лишнее слово в ряду ([Б] или [Б']):
баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (Баран)
Стоят в поле сестрицы,
Платья белены,
Шапочки зелены. (Березы)
Без крыльев, а быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает. (Белка)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Задание 20. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями
предметов, в названии которых есть звуки [Б] и [Б'].
Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на
слоги. Составить предложения с этими словами.
Сравнить слова, составить с каждым словом предложение:
быть — бить, были — били, забыть — забить.
Выучить скороговорки:
Все бобры добры для своих бобрят.
Баран-буян залез в бурьян.
Задание 21.
Знакомство с буквой Б:
Б — большая бочка с краном,
Пьем из бочки утром рано.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Б? Игры с буквой.
Задание 22. Звуковой анализ слов (составление схем слов из
кружков, анализ):
баба, Бим.
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение,
списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий