Коррекционно-развивающие задачи.
1. Уточнить
с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых рядов.
2. Учить
различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).
3. Научить
правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.
4. Учить
подбирать слово по первому заданному слогу.
5. Упражнять
в образовании множественного числа существительных.
6. Учить
анализировать и сравнивать слова.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение
последовательности элементов автоматизированного ряда).
Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает
ребенку ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между
4 и 6? Сначала задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.
Задание 2.
Дидактическое упражнение «Тихо — громко».
Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и
громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый
просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко.
Задание 3. Знакомство
со звуком [Ы].
Фонетические упражнения.
Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на
плавном длительном выдохе).
Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...;
пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку
артикуляцию звука [Ы]:
— губки не
напряжены;
— зубки
разомкнуты;
— язычок
отодвинут глубоко в ротик;
— горлышко
«работает».
Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык,
губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с
символом звука [bIJ: пароход гудит: ЫЫЫ... (см. цветную вклейку), и
обозначением: красный кружок.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [bIJ»:
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр,
мак, рог, дым, топоры, сумка...
Задание 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда
нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить
звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова),
используя карточку и красный кружок.
Задание 6. Договорить последний слог в словах, назвать
последний звук в них:
ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...; ДЫ: са-..., хо-...,
гаю-..., ря-...
Задание 7. Вместе со
взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).
Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование
множественного числа имен существительных).
Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой
одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»
двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар —
...
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названии которых есть звук [Ы].
Задание 10.
Подобрать слова со звуком [Ы].
Задание 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение
и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Я. Аким
Задание 12.
Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].
Задание 13. Выучить
считалку:
Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты — это я.
Задание 14. Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы.
О. Гофман
На что похожа буква Ы? Игры с буквой.
Задание 15. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из
кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и
различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:
Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).
Комментариев нет:
Отправить комментарий