суббота, 16 декабря 2017 г.

Звук и буква Ы занятие

Коррекционно-развивающие задачи.

1.            Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых рядов.
2.            Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).
3.            Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.
4.            Учить подбирать слово по первому заданному слогу.
5.            Упражнять в образовании множественного числа существительных.
6.            Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда).
Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.

Задание  2. Дидактическое упражнение «Тихо — громко».
Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко.

Задание  3. Знакомство со звуком [Ы].
Фонетические упражнения.
Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).
Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:
—           губки не напряжены;
—           зубки разомкнуты;
—           язычок отодвинут глубоко в ротик;
—           горлышко «работает».
Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [bIJ: пароход гудит: ЫЫЫ... (см. цветную вклейку), и обозначением: красный кружок.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [bIJ»:
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...

Задание 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.

Задание 6. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:
ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...; ДЫ: са-..., хо-..., гаю-..., ря-...

Задание  7. Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).

Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).
Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»
двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...

Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы].

Задание   10. Подобрать слова со звуком [Ы].

Задание 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Я. Аким

Задание   12. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].
Задание   13. Выучить считалку:
Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты — это я.

Задание   14. Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы.
О. Гофман

На что похожа буква Ы? Игры с буквой.

Задание 15. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение